XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
408
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
Весной 1693 г. иерусалимский патриарх Досифей, находившийся в тесных
отношениях с русскими властями, получил задание из Москвы выяснить
особенности вероисповедания не названного по имени старообрядца,
отправившегося с неизвестными целями в Иерусалим. Судя по беспокойству русского
правительства, паломничество старообрядца было связано с поиском архие-
рейства на Востоке, поэтому к патриарху Досифею были отправлены
специальные грамоты, содержавшие тенденциозную информацию об этом
человеке. 5 мая 1693 г. Досифей писал в Москву из Бухареста:
Человек той обретеся зде, обаче невеглас и зело непотребен, и елика
рече против нашего испытания, вся бессловесно и неправедно рече...
И о сем человеке усоветовахомся со здешним государем, умным сущим и
властнейшим, удержати того зде, дондеже приидет от вас ответ: изволи-
ти ли пустити его во Иерусалим, и возвратеся оттуду скажет праведно,
елико ему рекут тамо и научат его и елико узрит, добро есть; аще же
возвратится и речет ложь и неправду, не есть добро, но соблазн. Сего ради
пришлите ответ ко здешнему государю: или возвратити его, или
отпустите в Иерусалим26.
К сожалению, других сведений об этом паломнике-старообрядце до нас
не дошло.
В 1722 г. монах Иосиф Решилов, посланный Синодом на Ветку и в Ста-
родубье с миссионерской целью, доносил, что "расколоучители слободы Вы-
лева Яков Григорьев, Тимофей Афанасьев, Дмитрий Тимофеев, Стефан
Ефремов" ездили "в Турецкую землю"27. Эта информация, попавшая в отчеты
Иосифа Решилова, свидетельствует о том, что путешествие старообрядцев
на Восток не являлось обычным паломничеством или торговой операцией.
Скорее всего, поиск старообрядцами способа обрести собственного
епископа продолжался. Это обстоятельство серьезно беспокоило никонианскую
церковь и светские власти. В 1720 г. появился указ Петра I и Священного
Синода, направленный против паломничества старообрядцев, и прежде
всего ветковцев, заинтересованных в поиске архиерейства. В документе
разъяснялось, что в Константинополе появилось много "подозрительных старцев",
проявляющих интерес не столько к "святым местам", сколько к "иным
делам". Указом предписывалось никого без разрешения Синода "за росийския
границы не отпущать и пашпортов им не давать"28.
Жесткими правительственными мерами остановить паломничество
старообрядцев на православный Восток не удалось. В начале 30-х годов XVIII в.
26 Каптерев Н.Ф. Иерусалимский патриарх Досифей в его отношениях с русским
правительством // ЧОИДР. 1891. Кн. 2. Отд. 1. С. 72.
27 Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе... С. 50.
28 ПСЗ. СПб., 1830. Т. 6. С. 782 (№ 4108).