XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
407
Данное учение вызвало полемику как в среде старообрядцев, так и среди
представителей официальной церкви. Нижегородский епископ Питирим
опубликовал специальный трактат, направленный против дьяконовщины, -
"Пращица" (СПб., 1721). После того, как Петр Первый приказал усилить
миссионерскую деятельность против нижегородских старообрядцев,
значительная часть дьяконовцев переселилась на Ветку, где их идейным вождем
стал старец Леонтий. Об этом свидетельствует сборник полемических статей
ветковцев, обращенный против дьяконовцев, среди которых особый интерес
представляет "Слово третье на увещание церковного раздорника попа
Леонтия и на его советников..."25.
Вопрос о священстве для русских раскольников стал одним из главных,
когда последний старообрядческий епископ Павел Коломенский умер, не
успев никого посвятить в этот сан, а без архиерея поповцы не могли
рукоположить в священники своих единоверцев. В старообрядческой среде возникла
полемика: одни предлагали договориться с кем-либо из епископов
никонианской церкви; другие склонялись к мысли о выдвижении епископа из
собственных рядов без освящения; третьи видели выход из создавшегося
положения в поставлении епископа с помощью заграничных иереев. Первое
предложение было нереальным, так как никто из православных епископов не
рискнул бы стать иерархом старообрядческой церкви, которого в лучшем случае
ожидало пожизненное заключение в монастырской тюрьме в Суздале или на
Соловках. Второй путь тоже был бесперспективным: он вел к попранию
одного из главных таинств христианства - канона рукоположения в
священники. Наиболее вероятным было поставление крупного деятеля
старообрядческой церкви в епископы с помощью восточных иерархов, тем более что на
христианском Востоке мало интересовались внутренними нестроениями в
русском православии и старообрядцев никогда не причисляли к еретикам.
Идею поиска архиерейства на Востоке особенно усиленно
пропагандировала Ветковская старообрядческая община, предпринявшая необходимые
шаги в этом направлении. Прежде чем начинать переговоры по данному
вопросу с восточными иерархами, община решила выяснить истинное
положение православия в греческой церкви. С этой целью в 1701 г. ветковцы
послали в Константинополь и Иерусалим московского священника Иоанна
Лукьянова, тайно сочувствовавшего старообрядцам.
Путешествие Лукьянова на христианский Восток в поисках
архиерейства и истинного православия не было единственным предприятием этого рода.
См.: Петров Н.И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве. М., 1904.
Вып. 3. С. 221 (№ 507/335). Сборник был составлен не позднее "первой ветковской
выгонки", то есть до 1735 г. Рукопись, подаренная киевскому Софийскому собору митрополитом
Евгением Болховитиновым, во время Великой Отечественной войны пропала и ее судьба
неизвестна.