XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
406
Л Л. Ольшевская, С.Η. Травников
Покровский собор был разобран. Руководители ветковских старообрядцев в
эту облаву значительно не пострадали: удалось поймать лишь несколько
священников, остальные сумели спастись.
Карательная экспедиция на Ветку привела к неожиданному, обратному
результату. Вскоре ветковские слободы были вновь отстроены и заселены
вернувшимися из России старообрядцами, Покровский собор возрожден,
основано три монастыря: Покровский, Введенский, Тихвинский. Только в
мужском Покровском монастыре насчитывалось до 1200 иноков, не считая
бельцов и прислужников, при монастыре существовало "женское общежи-
тельство"21.
В преследовании раскольников Ветки и Стародубья активное участие
принимал Афанасий Прокопьевич Радищев, дед знаменитого писателя
Александра Радищева, в 1734-1741 гг. командовавший полком. Ветковцы
долго вспоминали служебное рвение стародубского полковника, определяя
его деятельность по искоренению старообрядчества как "радищевское
разорение"22.
В 1764 г. Екатерина II приказала генерал-майору Я.В. Маслову
ликвидировать ветковские слободы. Эта военная операция вошла в историю
русского старообрядческого движения как "вторая ветковская выгонка"23. С этих
пор Ветка перестала быть крупным религиозным центром
старообрядчества, уступив место Стародубью.
Иоанн Лукьянов, как и старец Леонтий, принадлежал к одному из
течений в поповщине, получившему название дьяконовщины24. Его основателем
являлся дьякон Александр, служивший в женском монастыре в Нерехте близ
Костромы. Встречаясь с нижегородскими старообрядцами и вступая с ними
в полемику, Александр со временем пришел в выводу об истинности их
учения и решил уйти в скиты. Распродав имущество, он тайно оставил службу,
добрался до Ярославля, а оттуда был переправлен в Керженец, где
обосновался в Лаврентьевском ските. Приняв постриг, Александр стал ближайшим
сподвижником Лаврентия, а после смерти старца (1720) заступил на его
место. Суть учения Александра сводилась к идее спасительной силы молитвы
Иисусу Христу, произносимой со словами "Боже наш", к защите истинности
четвероконечного креста и крестообразного каждения (в то время как
раньше кадили дважды прямо и один раз поперек). Учение дьякона Александра
завоевало много сторонников среди керженцев, сохранив свои ведущие
позиции и после казни основоположника в 1720 г.
21 Опыт описания Могилевской губернии. Могилев, 1883. Кн. 1. С. 660.
22 См.: Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе... С. 45-50.
23 См.: Журавлев А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых
раскольниках, так называемых старообрядцах. СПб., 1855. Ч. 3. С. 37^46.
24 См.: Смирнов П.С. Из истории раскола... С. 97-196.