XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
405
зовались белевские священники Стефан и Димитрий, калужские попы
Феодосии и Борис, а также старец Леонтий, которого часто отождествляют с
Иоанном Лукьяновым.
Правительство царевны Софьи Алексеевны попыталось вернуть
старообрядцев на прежнее место жительства и обратить в новую веру, однако из
этого ничего не вышло: раскольники покинули стародубские слободы и
переселились за границу, обосновавшись на пустовавших землях польских
магнатов Халецкого и Красицкого, которым колонисты выплачивали большой
оброк, заручившись обещанием защищать их в случае необходимости.
Польское правительство и католическая церковь, обеспокоенные наплывом
иноверцев, заселявших окраинные земли государства, приказали иезуитам
исследовать веру переселенцев, однако проверяющие не нашли в ней
никакого "схизматичества" - в результате появилась королевская грамота о
свободе проживания русских старообрядцев в польских пределах18. Авторитет
Ветки среди "истинных боголюбцев" резко возрос после возведения в 1695 г.
Покровского собора, ставшего на рубеже ХѴП-ХѴШ вв. единственным
старообрядческим храмом с освященным антиминсом. Вокруг этого центра
образовались новые поселения, и в середине 20-х годов XVIII столетия на
Ветке насчитывалось 14 слобод "древлеправославных христиан" с 30 тысячами
прихожан. Русское правительство внимательно следило за деятельностью
ветковских раскольников. В знаменитом "Духовном регламенте" Петр I
объявил старообрядцев "непрестанно зломыслящими" "лютыми
неприятелями и государству, и государю". Тайные осведомители сообщали, что в вет-
ковские слободы бегут "московские жители и разных городов
монастырские, боярские и разных чинов люди"19. Ветка значительно усилилась после
того, как в другом центре поповщины - в Керженце, нижегородский епископ
Питирим начал активную миссионерскую деятельность, которая
сопровождалась неустанной работой сыщиков и воинских команд, громивших скиты и
отправлявших их насельников "на поточение" в никонианские монастыри.
Петр Первый, подозревая старообрядцев-поповцев в связях с царевичем
Алексеем, во время следствия по делу сына посылал на Ветку с тайным
поручением монаха юрьевецкого Успенского монастыря Авраамия,
результаты миссии которого остались неизвестными20. В 1735 г. по именному указу
императрицы Анны Иоанновны Ветка была окружена регулярными
войсками под командованием полковника Я.Г. Сытина. Всех пойманных
старообрядцев (сорок тысяч человек), в зависимости от степени вины перед русским
государством и церковью, разослали по православным монастырям России,
отправили в Ингерманландию или вернули на прежнее место жительства.
18 См.: Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе... С. 45-50.
19 Там же. С. 46.
20 См.: Лилеев М.И. Из истории раскола... С. 153.