XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
404
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
заявив, что Леонтий Ветковский и Леонтий Беливский - разные люди. При
этом исследователь сослался на гуслицкие синодики, где упоминается инок-
схимник Леонтий, в то время как Леонтия Ветковского, черного попа,
должны были бы поминать как священноинока.
Таким образом, в настоящее время наблюдается тенденция к
расподоблению не только Иоанна Лукьянова и старца Леонтия как возможных
авторов "Хождения", но и деятелей старообрядческой церкви, носивших имя
Леонтий.
* * *
Причины путешествия И. Лукьянова на христианский Восток были
непосредственно связаны с историей старообрядческого движения. В конце
ХѴП-начале XVIII в. в старообрядчестве сложилось два течения,
образовались общины поповцев и беспоповцев15. Поповщина признавала
необходимость церковной иерархии и сохранения христианских таинств, хотя
внешние проявления обрядности в поповщине отличались от принятой в
официальной русской церкви16. Беспоповщина представляла собой направление в
старообрядчестве, которое значительно отошло от православия.
Беспоповцы считали, что не следует принимать беглых попов, посвященных в сан по
никонианскому обряду. Богослужение у них проводили наиболее
авторитетные члены общины, так называемые уставщики, или наставники.
Ветковская старообрядческая община, возникшая в последней трети
XVII в. на реке Сож, на границе России и Польши, наряду с Выгом, Кержен-
цем и Стародубьем, быстро завоевала авторитет и популярность в среде
верующих и стала определять основные направления политики
старообрядческой церкви17. Начало Ветковской общины связано с церковным собором
1667 г. и деятельностью патриарха Иоакима (1674-1690), принявшего
энергичные меры по борьбе с расколом, вследствие чего многие московские и
калужские священники, тайно исповедовавшие "старую веру", были
вынуждены бежать "на украины российские". Основателем Ветки считается
московский поп Козьма, служивший в церкви Всех Святых на Кулижках, который
в конце 70-х годов XVII в. с 12 семьями единоверцев ушел "на литовский
рубеж" и поселился в слободе Покуровка, принадлежавшей Стародубскому
полку. Вокруг этой слободы быстро расселились стекавшиеся со всех концов
России старообрядцы. Наибольшим авторитетом в Ветковской церкви поль-
15 См. подробнее: Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти
XVIII века. СПб., 1909.
16 См.: Никольский М.Н. История русской церкви. М., 1983. С. 114—139.
17 См. подробнее: Лилеев М.И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Староду-
бье в ХѴИ-ХѴШ вв. Киев, 1893; Он же. Из истории раскола...