XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
403
скими монахами Леонтием и Киприаном10. В ходе расследования
выяснилось, что Леонтий действовал в Калуге и Брынских лесах, где у него имелся
скит11. Существует предположение, что одно время старообрядческий
священник жил в Стародубье, но из-за активной миссионерской деятельности
никонианской церкви был вынужден оставить запад Украины и
переселиться на Керженец, где он вновь был перекрещен12.
"Священноинок Леонтий" считался одним из 12 наиболее авторитетных
деятелей Ветковской церкви13. Именно против Леонтия, как апологета
старообрядчества, направлен "Розыск о раскольничей брынской вере"
Димитрия Ростовского. Понятно, почему в старообрядческой среде, а затем и в
научной литературе "Хождение в Святую землю" Иоанна Лукьянова стало
соотноситься с личностью его более знаменитого сподвижника. Полностью
реконструировать биографию незаслуженно забытого писателя-паломника
петровского времени, видимо, не удастся, так как ему не пришлось
столкнуться ни с Преображенской канцелярией, ведавшей делами раскольников,
ни с другими правительственными и церковными учреждениями,
занимавшимися розыском старообрядцев.
Современный исследователь старообрядчества Сергей Беливский,
перечисляя другие возможные имена Иоанна Лукьянова: старец Леонтий,
Леонтий Москвитянин, Леонтий Ветковский, Леонтий Беливский, - задается
вопросом: "Неужели это одно лицо?" В ранней работе Сергей Беливский
склонялся к мысли, что Иоанн Лукьянов, он же - старец Леонтий Москвитянин и
Леонтий Ветковский, в старости стал называться Леонтием Беливским. По
преданию, бытующему в среде гуслицких старообрядцев, в преклонном
возрасте Лукьянов-Леонтий поселился в скиту недалеко от деревни Беливо,
проповедовал "слово Божие" среди старообрядцев и никониан и скончался в
30-х годах XVIII столетия. Народная память сохранила известие о
паломничестве священноинока Леонтия на христианский Восток. Основанный им
Беливский скит просуществовал до начала XX столетия; сейчас на этом месте
сохранились остатки храма и келий, святой колодец и могила Леонтия14.
Позднее Сергей Беливский, посоветовавшись со знатоком гуслицкой
старины священноиноком Симеоном (Сергием Дурасовым, настоятелем
Рождественской церкви в поселке Большие Дворы), изменил свое мнение,
10 См.: Описание документов и дел... Т. 1. Стб. 179.
11 Брынские леса занимали территорию Мещовского и Жиздринского уездов, по которым
протекала река Брынь. См.: Леонид (Кавелин). История церкви в пределах Калужской
губернии. Калуга, 1876. С. 178.
12 См.: Смирнов П.С. Из истории раскола первой половины XVIII века. СПб., 1908.
С. 207-208.
13 См.: Лилеев ММ. К вопросу об авторе... С. 17.
14 См.: Бел-ский Сергей. Прение о старце Леонтии // Русская православная старообрядческая
церковь. Духовные ответы. М, 2003. № 16. С. 64-88.