XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
402
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
но, своим покровителем путешественник считал Иоанна Предтечу, что
указывает на его имя - Иван.
На православный Восток путешествовал представитель белого
духовенства, который далек от узко конфессионального подхода к изображаемым
явлениям действительности, не чужд мирских интересов. Он не отказывает
себе в житейских радостях, в "минуту жизни трудную" умеет постоять за
себя. После тягот пути паломник с удовольствием выпьет чарку водки, с
позиций знатока оценит качество закуски, с восхищением проводит взглядом
красивую женщину. Русский путешественник, которого иноземцы называют
москов попас, не видит ничего дурного в обмане турецких таможенников,
зная их склонность к взяточничеству и вороватостъ; при случае он готов
либо наябедничать властям на обидевших его чиновников, либо с помощью
кулаков отстоять свое имущество, защитить честь и достоинство русского
человека. Подобная активность жизненной позиции, не имеющая ничего
общего с кодексом монашеских добродетелей, позволяет видеть в авторе
"Хождения" московского священника Иоанна Лукьянова.
Упоминание в Ветковской летописи о двух учениках старца Иова - свя-
щенноиноке Леонтии и священноиерее Иоанне, делает проблематичным
отождествление этих деятелей старообрядческой церкви. Скорее всего,
Иоанн Лукьянов и Леонтий Ветковский - духовные братья, сподвижники,
"ревнители древлего благочестия".
О судьбе Иоанна Лукьянова после возвращения из Иерусалима
рассказывают документы Синода и Раскольничей конторы, ведавшей делами
русских старообрядцев. Вместе с Леонтием Иоанн проповедовал "веру отцов и
дедов" на Ветке, в Калуге и Волоколамске. Пойманные в разное время
волоколамские старцы Пахомий, Авраамий, Антоний и старицы Марфа, Ма-
ремьяна, Полинария, Устинья на допросе в Раскольничей конторе показали,
что их перекрестили, "исповедовали и причащали приезжие... с Ветки
раскольничьи попы Леонтий да Иван"9. По свидетельству старца Антония, в
1712 г. побывавшего на Ветке, в это время рядом с Леонтием находился
другой ученик Иова - поп Мардарий. Это позволяет предположить, что Иоанна
Лукьянова, скорее всего, уже не было в живых.
В документах более позднего времени, касающихся деятельности вет-
ковских священников, имя И.Лукьянова не упоминается.. В 1720 г. в Москве
была "взята за караул" старица Феодулия, которая во время следствия
сделала признание, что проповедовала старообрядчество вместе с двумя ветков-
9 См.: Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. СПб., 1861. Т. 1. С. 240-241, 243, 251-253,
258. Известно, что на Ветке существовали Леонтиева и Лукьянова слободы, история
которых, возможно, как-то связана с деятельностью учеников старца Иова. См.: Алексеев И.
История о бегствующем священстве // Летописи русской литературы и древности,
издаваемые Н.С. Тихонравовым. М., 1862. Т. 4. Смесь. С. 58.