XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
401
В течение нескольких недель корабли стояли на рейде, а команда и
пассажиры голодали, не рискуя отправиться за провиантом в город. Попавших
в безвыходное положение людей спасла турецкая эскадра, специально
посланная из Стамбула на выручку блокированным в бухте Кастелориза
кораблям.
Около острова Патмос торговые суда и сопровождавшая их эскадра
были рассеяны сильным штормом. В Дарданеллах корабль с паломниками
из-за распри капитана и лоцмана налетел на подводную скалу:
Тутъ бола нашъ корабль на камень проломило и едва законапатели. И
въ тѣ поры раизъ съ навклиром побранился. Навклиръ говоритъ: "Пора
якори кидать!" А раизъ говоритъ: "Еще рано!" Да такъ-та въ томъ
шуму на камень корабль и вдарился, чють не пропалъ боло корабль, и съ
людми. Да еще-та Богъ помиловалъ, что тихонко потерся о камень
(л. 71).
В Константинополе Лукьянов встретился с калужскими купцами и с
ними совершил обратный путь по Черному морю до Дуная, поднялся вверх по
реке до Галац, а оттуда сухим путем в сопровождении янычар через Яссы,
Сороки, Немиров добрался до Фастова, владения полковника СИ. Палия.
От Фастова дружину русских паломников и купцов сопровождали до Киева
воины-палеевцы. Совершив благодарственную молитву святым Антонию и
Феодосию в Киево-Печерской лавре, Иоанн Лукьянов отправился в Нежин.
На этом его рассказ о путешествии обрывается. В Москву паломник,
видимо, не вернулся, а направился на Ветку. Не случайно дорожные заметки он
завершает описанием Нежина: оттуда путь к польской границе был самым
удобным и близким. Естественно, что тайная тропа на Ветку не описана в
"Хождении", чтобы не привлекать внимания русского правительства и
официальной церкви к старообрядцам.
По мнению М.И. Лилеева, на Ветке Иоанн Лукьянов принял постриг под
именем Леонтия. Этим исследователь объяснял тот факт, что в ранних
списках "Хождения в Святую землю" авторство произведения приписывалось
"старцу Леонтию"8. Анализ текста памятника свидетельствует: паломником
и создателем путевых записок был священник Иоанн, а не монах Леонтий.
Согласно христианским верованиям, приурочивание важного события в
жизни человека ко дню именин, церковному празднику в честь святого, который
являлся его небесным патроном, должно было гарантировать успех
задуманного дела. Паломник выехал из Киева 3 февраля 1701 г., в день Иоанна
Крестителя, причем этот факт специально оговаривается автором. Следователь-
См.: Лилеев М.И. К вопросу об авторе "Путешествия во Святую землю" 1701-1703 гг.
московском священнике Иоанне Лукьянове, или старце Леонтии // Чтения в историческом
обществе Нестора-летописца. 1895. Т. 9. Отд. 2. С. 25-41 [Отд. отт. - Киев, 1894].