XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
400
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
сетили острова Хиос, Сими, Родос - центры эллинистической культуры.
Погода благоприятствовала плаванию, и уже 11 августа корабль вошел в устье
Нила, пристал к городу Рашид. Земля Египта поразила русских людей
своеобразной красотой и богатством.
... по Нилу-рекѣ, - пишет паломник, - городковъ арапскихъ и селъ без-
численное множество, невозможно изчести, что песка морскаго... а
жилье все каменное, и селы узоричистыя вельми. А земля около Нила
добрая, и чорная, и ровная, бутто нарочно дѣлана, нигдѣ нѣтъ ни
бугорчика, хошъ яйце покоти, такова гладка... а вода во всю землю
Египетскую пущена изъ Нила. Ино какъ съ корабля поглядишъ: по всей
земли толко что небо да вода вездѣ. Зѣло земля Египетская доволна
всѣмъ: и людми, и жиламъ. Что говорить, ета земля у турка - златое
дно! (л. 36).
В Думьяте, втором египетском городе, где побывал Лукьянов,
паломники сели на корабль, идущий в Иоппию, пристань Иерусалима.
Разыгравшаяся на море буря пригнала корабль в Сайду, город на ливанском побережье.
Лишь 14 сентября Иоанн Лукьянов со спутниками прибыл в Иоппию, но
попасть в Иерусалим не смог из-за развернувшихся боевых действий между
кочевыми арабскими племенами и турецкой армией. Только через полтора
месяца, преодолев трудности тяжелого перехода и выдержав неоднократные
нападения разбойников, паломники добрались до Иерусалима.
В центре христианского мира они осмотрели основные
достопримечательности: Вифлеем, Крестовоздвиженский монастырь, лавру Саввы
Освященного, село Скудельниче, дом Давида, Гефсиманию, Силоамскую купель,
Елеонскую гору, Воскресенский собор. По художественной яркости и
подробности описаний святынь христианского Востока сочинение Иоанна
Лукьянова не знает себе равных в русской паломнической литературе
петровского времени.
18 января 1703 г. Лукьянов с товарищами отправился в обратный путь по
суше до Иоппии, кораблем до Думьята, а оттуда через Средиземное море
вдоль берегов Малой Азии в сторону Константинополя. Недалеко от Мир
Ликийских на корабль, где находились русские паломники, напали
мальтийские пираты, и только искусство капитана и хорошая выучка матросов
спасли их от беды. Корабль сумел уйти от погони и укрылся в гавани городка Ка-
стелориз, расположенного на небольшом острове в Эгейском море, однако
здесь путешественников подстерегала новая опасность: в городке
свирепствовало "моровое поветрие".
Такъ нашъ раизъ хотѣлъ назадъ поворотить - анъ бѣжать и нѣкуда:
тутъ, въ городкѣ, моръ есть, а назаде разбойники... Все тутъ, сталъ
нашъ путъ, нѣкуда деватся! (л. 68-68 об.).