XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
399
скую лавру, Михайловский Златоверхий монастырь, побывали в торговых
рядах на Подоле и в Верхнем городе. Киев, богатый древними святынями,
поразил воображение писателя, оставившего в путевом дневнике
следующую запись:
Градъ Киевъ стоитъ на Днепрѣ на правой сторонѣ на высокихъ горахъ
зѣло прекрасно. Въ Московскомъ и Российскомъ государствѣ таковаго
града подобнаго красотою върядъ сыскать... Зѣло опасно блудутъ сей
градъ, да надобе блюсти - прямой замокъ Московскому государству
(л. 8).
В Киеве от дружины паломников отстал монах Адриан, не захотевший
ехать в Палестину за немощию и за плотскими недостатками (л. 9 об.).
Из Киева Лукьянов направился в сторону польской границы. Путь его
лежал по землям Правобережной Украины, разоренным в результате
русско-польских и русско-турецких войн, набегов ногайцев и крымских татар,
походов сечевиков и гайдамаков:
И бысть намъ сие путное шествие печално и уныливо: бяше бо видѣти ни
града, ни села. Аще бо и быша прежде сего грады красны и нарочиты
села видѣниемъ, но нынѣ точию пусто мѣсто и ненаселяемо... И идохомъ
тою пустынею пять дней, ничто же видѣхом от человѣкъ" (л. 10 об. - 11).
Миновав польский город Немиров, русские путешественники
переправились через Буг и поехали к волошскому городу Сороки, а оттуда - в Яссы.
В столице Молдавского княжества они наняли проводника до Галац.
Весенняя распутица задержала паломников:
Первый день идохомъ лѣсомъ, а в тѣ поры припалъ снѣжокъ молодой.
Покудова до лѣсу доѣхали, а онъ и стаялъ - такъ горы-та всѣ ослизли,
а горы высокия, неудобьпроходимыя, едва двойкою выбились... 13 дней
въ Ясѣхъ лошади отдыхали, а тутъ одинъ день насилу снесли, чють не
стали. Етакая была нужда!.. Во всю дорогу такой нужды конемъ не
было, день весь бились" (л. 13 об.).
В Галаце Лукьянов сел на корабль, умело отбился от притязаний
греческих и турецких мытников и поплыл вниз по Дунаю к Черному морю.
Полтора дня потребовалось путешественникам, чтобы достичь пролива
Босфор. 22 марта 1702 г. корабль прибыл в Константинополь. Здесь русские
паломники осмотрели храм Святой Софии, султанский дворец, знаменитые
константинопольские столпы, стены и башни города, греческие церкви и
монастыри.
Пробыв в Стамбуле четыре месяца и съездив в Адрианополь,
резиденцию турецкого султана, 26 июля путешественники отправились на корабле
через Мраморное и Эгейское моря, пролив Дарданеллы в Архипелаг, где по-