XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
398
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
монастырь, находившийся в 70 верстах от города. Иноки этого монастыря
тайно сочувствовали старообрядцам, и игумен Спиридон (скорее всего,
духовный отец Лукьянова) дал ему благословение на путное шествие6.
Из Калуги через Белев, Волхов, Орел, Кромы паломники добрались до
пограничного города Севска, отделявшего Россию от Малороссии. Путь по
Украине лежал через Глухов, Королевец, столицу гетмана Мазепы Батурин,
Нежин. Зима 1702 г. выдалась ветреной и малоснежной, что затрудняло
передвижение.
А уже снѣгу ничего нѣтъ, земля голая. Нужда была великая: таковъ
былъ вѣтръ намъ противной, не токмо чтобы намъ льзя было итти, и
лошади остоновливал, а людей все валилъ. Охъ, нужда, когда она помя-
нется, то уже горесть-та, кажется, тутъ предстоитъ! Сидѣть нелзя,
лошади насилу по земли сани волокуть, а насъ вѣтръ валяетъ. А станишъ за
сани держатся, такъ лошедь остановишъ. Увы да горе!" (л. 6 об.).
Во время путешествия по России и Украине Лукьянов старался не
афишировать истинной цели предприятия. Он ни разу не остановился на отдых в
монастырях, предпочитая подворья "боголюбцев", то есть старообрядцев,
которые "по эстафете" передавали паломников на всем протяжении
хождения от Москвы до польской границы. Видимо, с этим связано нарушение
традиционного маршрута паломничества: рассчитывая на помощь
старообрядцев, Лукьянов со спутниками направляется из Волхова в Орел, хотя этот
город лежал в стороне от прямого пути к границе7.
С большим трудом паломники переправились через разлившийся
Днепр и прибыли в Киев, где осмотрели Софийский собор, Киево-Печер-
Спасо-Воротынский монастырь был приписан к московскому Новоспасскому монастырю;
сохранились глухие сведения о том, что монастырь был упразднен за связи со
старообрядцами. В сохранившихся документах "запустевшего" в 20-е годы ХѴІГІ в. монастыря
упомянут казначей, а затем игумен Авраамий, о котором писал в "Хождении" Иоанн Лукьянов.
См. подробнее: Леонид {Кавелин). Церковно-историческое описание упраздненных
монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии // ЧОИДР. М., 1863. Кн. 1. Отд. 1.
С. 95; Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб.,
1877. С. 587; Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о
православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897. Ч. 3. С. 171 (№ 2068). Точка
зрения Сергея Беливского, полагавшего, что Лукьянов "со товарищи" посетил калужский
Лаврентьев монастырь, находившийся в черте города, и там получил благословение на
"путное шествие" от архимандрита Кариона, сочувствовавшего старообрядцам, не
выдерживает критики. Паломники потратили на эту поездку несколько суток и чуть не погибли в
пути во время метели. Ср.: Беливский С. Прение о старце Леонтии // Духовные ответы.
М., 2003. Вып. 16. С. 78-80.
Русские старообрядцы, объявленные официальной церковью "лютыми неприятелями и
государству, и государю", разработали сложную систему подпольных явочных квартир, где
можно было остановиться, не опасаясь надзора со стороны властей. См.: Лилеев М.И. Из
истории раскола на Ветке и в Стародубье ХѴП-ХѴШ вв. Киев, 1895. Вып. 1. С. 55.