XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
397
мецкие земли). Устойчивыми лексическими группами в путевых очерках
являются те, что связаны с денежным обращением разных стран (талер, пара,
грош, алтын, ефимок), мерой счета (пядь, аршин, сажень, верста, фунт,
пуд), торгово-экономическими отношениями (торг, ряды, базар, ярмарка,
гостиный двор).
На близость автора путевых записок к купеческому миру указывает и
характер сравнений: увиденные за границей реки (важнейшие торговые
магистрали) он сравнивает с русскими и, видимо, хорошо ему известными
Москвой, Окой и Волгой, например: Нилъ-рп>ка будетъ съ Волгу шириною,
а бгъжитъ быстра и мутна (л. 35 об.). Восстановить географию жизни
создателя "Хождения в Святую землю" помогает сравнение Адрианополя с
одним из самых известных и богатых купеческих городов России XVII в.
Ярославлем (Градъ Адринополь стоить въ степи... окладомъ и жилъемъ по-
болши Ярославля - л. 33) и обилие московских реалий в тексте произведения
(улицы Арбат и Петровка, Коломенские и Воробьевы горы, Красная
площадь, Успенский собор и Ивановская колокольня Кремля, Новодевичья и
Преображенская слободы).
Последнее объясняется тем, что до хождения в Иерусалим Лукьянов был
священником в церкви Покрова, что за Смоленскими воротами на Песках
в Москве, о чем сказано в его проезжей грамоте. Церковь Николая
Чудотворца "на Песках" была построена в 1699 г. и по главному престолу
Покрова Пресвятой Богородицы часто называлась Покровской церковью4. В
конце XVII - первой четверти XVIII в. священники этой церкви были тесно
связаны со старообрядцами. Кроме Иоанна Лукьянова, другой священник этой
церкви Федор Матвеев чинил раскольникам потачку, поддерживал
контакты с Веткой, за что был в 1721 г. сослан на Соловки. Попытки близких
вызволить из заточения расстриженного попа окончились неудачей. В 1723 г.
Святейший Синод подтвердил прежнее решение - помянутому распопе
Феодору быть в том Соловецком монастыре неисходно5.
В декабре 1701 г. московский священник Иоанн Лукьянов вместе со
спутниками - монахами Лукой, Григорием и Адрианом, получив в Посольском
приказе проезжую грамоту, отправился на богомолье в Иерусалим.
Официальной целью путешествия было поклонение христианским святыням,
неофициальной - выяснение положения дел в греческой церкви и изучение
возможности поставления старообрядческого епископа от заграничных
архиереев. Первоначально путь лежал в Калугу, один из центров русского
раскола, откуда паломники направились в Спасо-Введенский Воротынский
4 См.: Александровский М. Указатели московских церквей. М., 1915. С. 26.
5 См.: Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству святейшего
Синода. СПб., 1860. Кн. 1. С. 87-88; Описание документов и дел, хранящихся в архиве
святейшего Синода. СПб., 1868. Т. 1. Стб. 91.