XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
396
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
долгие годы незаслуженно забытым, в то время как его произведение
должно было занять почетное место между "Проскинитарием" Арсения
Суханова и "Странствованием" Василия Григоровича-Барского.
Имя Иоанна Лукьянова мало известно даже специалистам в области
русской старообрядческой литературы, хотя это один из самых интересных
прозаиков начала XVIII столетия. Его перу принадлежит "Хождение в Святую
землю", созданное в традициях школы протопопа Аввакума1. О личности
автора "Хождения" сохранились крайне скудные и противоречивые сведения.
Он не упомянут в известном "Историческом словаре староверческой
церкви" Павла Любопытного, где содержатся биобиблиографические заметки о
наиболее авторитетных деятелях русского старообрядчества2. О жизни и
деятельности Иоанна Лукьянова до путешествия на Восток можно судить
только на основании данных самого "Хождения", что характерно для
древнерусской литературы, где текст произведения - первый и часто
единственный источник сведений о писателе.
Иоанн Лукьянов был родом из Калуги, о чем он сообщает, прощаясь с
родным городом: Увы, нашъ преславный градъ Калуга, отечество наше
драгое! (л. 2 об.)3. Скорее всего, он происходил из купеческого сословия.
О купеческом прошлом автора "Хождения" свидетельствует его постоянное
внимание к стоимости и ассортименту товаров, торговым путям и ярмаркам,
размеру пошлин и столкновениям с таможенниками, а также подробное
описание экономического положения тех стран, по которым пролегал маршрут
паломника. Русский путешественник отмечал, что корабли,
отправляющиеся в Египет, грузят лесом и мылом, что в Царгъградгъ всячину и овощъ
всякой - все по улицамъ носятъ под окны, мяса очень дорого; масла коровья
добрая - по два гроша, а поплошая - по алтыну, уксусъ дешевъ да и лучши
нашева, изъ винограда дп>лаютъ (л. 23 об.)
Паломник не только прекрасно разбирался во всех тонкостях
купеческого ремесла, но и приторговывал во время путешествия русскими
товарами, хорошо знал московских и калужских купцов. Из путевых записок
известно, что на Русь он возвращался морем с калужанами, торговыми
людьми Иваном Кадминым и его братом Ерастом Степановичем, в отличие от
приказчиков гостя московского Ивана Исаева да Матвея Григорьева,
которые ехали по суше. Он знает, каким товаром славен город Калуга и куда этот
товар везут калужские купцы (в Сибирь и Китай, в Царьград и Гданьск, в Не-
См.: Понырко Н.В. Сочинение старца Леонтия и школа протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Л.,
1976. Т. 33. С. 156-163.
См.: Павел {Любопытный). Исторический словарь староверческой церкви // ЧОИДР. М.,
1863. № 1.
Текст "Хождения" здесь и далее цитируется по списку пространной третьей редакции
памятника (РНБ. F. IV. 319) с указанием в скобках листов.