XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
392
Дополнения
№ 185. 22 марта - 20 сентября 1722 года. По доношению из канцелярии
Александро-Невского монастыря о взятом на Ижерской заставе
раскольническом старце Антонии, о сыске по его указаниям раскольников в
Муромских лесах и в уездах: Московском, Тверском, Старицком и Белевском, и о
побеге Антония из Кириллова Белозерского монастыря.
Старец Антоний, задержанный на Ижерской заставе за неимением
никакого вида, при допросе в Александро-Невской канцелярии показал, что он
родом Московского уезда Гуслицкой волости деревни Слободской. По
смерти родителей проживал в работниках по разным городам, что, наконец, в
Калуге по убеждению своего хозяина, калужского посадского Ивана Трефилль-
ева, принял старую веру, был отвезен в Брянские леса, пострижен здесь в
скиту черным попом Леонтием и отдан под начало старцу Трефиллию, отцу
своего хозяина. Кроме Леонтия и Трефиллия, Антоний в показаниях назвал еще
старцев Иосифа, Макария и Ефросина. В версте от келий старцев находился
женский скит, которым заведывала сестра Ефросина старица Феодосия,
имевшая под началом до двадцати стариц. К вечерне, утрени и часам старцы
и старицы сходились вместе; в посты по понедельникам, средам и пятницам
ели однажды, исповедывались у Леонтия и причащались по кельям
причастием, которое привозилось из-за рубежа, с Ветки. Старец Ефросин, по словам
Антония, ночевал в скиту у своей сестры "почасту". Дети, рождавшиеся
вследствие частых посещений старцами соседнего скита, подкидывались по
деревням. Скиты содержались подаянием благотворителей, которых они
имели в городах Твери, Торжке, Ржеве, Верее, Белеве, Калуге и др.
№ 507. 3 сентября - 10 октября 1728 года. По доношению приказа
церковных дел о посылке в Стародуб для увещания раскольников монаха
Иосифа Решилова и о его деятельности в стародубских слободах под
наблюдением черниговского епископа Иродиона Жураховского.
Один из раскольников дал показания: Михаила Мартынов, Зыбковский
войт, крестьянин дворцового села Даниловского деревни Хабаровой,
поповщине научен с малолетства дедом и отцом, отца духовного не имел лет с
20-ть. 25-ть лет тому назад поселился в Зыбкой с семьею, где они
духовными отцами имели раскольнических попов Александра Римлянина, Бориса
Калужанина и Леонтия, который жил в Зыбкой. Мартынов вместе с
бурмистром Карповым не допускал Решилова до переписи слобожан. Мартынов
не был из числа пойманных при переходе за рубеж; он был взят к допросу за
сопротивление Решилову.