XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Документы из архива Синода
391
церкви обнаружила многих раскольников, укрывавшихся в Москве, Калуге,
Ржеве Володимеровой, из коих некоторые сысканы и частию обращены ко
святой церкви, а другие разыскиваются, и наконец открыла
раскольнического патриарха, каторжного беглеца, распопа Авраамия, который и отыскан в
С. Петербурге.
... Предписано приказу церковных дел прислать дела и под крепким
караулом священников: села Пречистова (Можайского уезда вотчины князя
Меншикова) Ивана Васильева и села Дровнина (вотчины князя Василия
Долгорукова) Ивана Якимова, которые до поставления в священство
состояли в расколе и были перекрещены раскольническим попом Леонтием, о
чем при поставлении в священный чин пред духовником умолчали.
№ 362. 6 июля - 8 ноября 1720 года. По доношению Златоустовского
архимандрита Антония с препровождением при подробной выписке из дела
двух оговоренных в расколе попов Ивана Неусыпаева и Ивана Якимова и
раскольнического старца Урвана.
... Священник Неусыпаев при жизни отца своего, пречистенского же
священника, с 1710 по 1717 год был сельским дьячком (ставился было в
солдатскую службу, да признан по осмотру негодным), а до бытия в
земских дьячках ходил в Калугу в заугорские леса ради учения иконного
письма. И пристал во оных раскольнических скитах к старцу Алексею, а
привел его сюда кореляк Иван Мокрой, "бродящий человек". Иконному
письму учился у старца Никиты месяцев с пять. После того живший в скитах
иеромонах Леонтий перекрестил его, маслом и миром помазал. Самое же
крещение проходило таким образом: в горшке налито было воды, а на
горшке поставлены были четыре свещи, и его, Ивана, с восприемником,
старцем Сергием, и с восприемницею, старицею Феодулиею, оболокли
великим полотном белым и вокруг по солнцу творили хождение, а
вторичного погружения и отрицания от православной христианской веры не было,
а от сатаны отрицание было. Оное крещение раскольническое он, Иван,
восприял для того, что-де помянутый старец Никита сказал ему: доколе-де
оной присяги не учинишь, и оной иконной науке учить не будет. Неусыпа-
еву, впрочем, не понравились скиты, и он возвратился домой к отцу.
Когда отец помер, он попросился на его место и получил, скрывши перед
духовником, исповедавшим его накануне посвящения, прежнее
раскольничество, успокоившись на том, что перекрещение раскольническое ничего
не значит. Посвящен же был во священники Стефаном, митрополитом
Рязанским.
... Девка Татьяна - вотчины князя Меншикова Можайского уезда д. Ани-
симовой крестьянка, раскольничала недалеко от родины в лесах близ
д. Пырьева, где руководителями раскола были трудники Никифор и
Христофор, а перекрещивал ее иеромонах Леонтий, приезжавший из Калуги (тот
самый, который перекрещивал в Угорских скитах и попа Неусыпаева).