XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Материалы из следственных дел Раскольничьей конторы
389
с тридцать взят в солдаты. Потом она жила лет с 5 в Зубцовском уезде в
вотчине Троицы Сергиева монастыря в деревне Голщиковой своим двором,
потом погостила лет с 5 в той же волости в селе Нестерове у крестьянина
Панфила Степанова и после его смерти удалилась в Волоколамский уезд в лес, в
пустыню к наставнице, старице-раскольнице Елене Леонтьевой, которая,
тому ныне лет с 12, съехала за рубеж на Ветку.
Пострижена она, Маремьяна, тому лет ныне с 16 приезжим из-за рубежа
старцем, раскольническим попом Леонтием, и наречено от него имя ей
Маремьяна.
В расколе она из младенчества по научению родителей своих, и от роду
своего до пострижения в старицы она, Маремьяна, отцов духовных не имела.
А по пострижении-де ее в старицы исповедовал ее и причащал помянутый
поп Леонтий, а где то причастие он брал - того она не знает. А взятые-де в
узелке пшеничные крохи - их причастие, а дал-де ей оное причастие выше-
помянутый поп Леонтий для причащения, ежели-де когда она заболит
насмерть, тогда велел ей оное принять.
А часовня над телом Филарета от ее кельи в верстах в 5 в Хованском
лесу была; и тому лет с пять она в эту часовню с другими старицами в
Троицыну субботу ходила для моления святым образам, да в то время
прикладывались они и к гробнице того старца Филарета, для того-де что все приходящие
молельщики его за святого поставляли.
В расколе быть не желает и просит отправить ее в какой-либо монастырь.
СТАРИЦА ПОЛИНАРИЯ ПЕТРОВА СКАЗАЛА
Отец ее был крестьянин Волоколамского уезда вотчины Никиты
Федорова Соковнина деревни Паршино. Ходила еще при жизни отца "от
скудости" по миру и просила милостыню. Тому лет с 10 с двоюродною своею
сестрою крестьянскою девкою Устиньею ушли в Волоколамский лес
помещика Дашкова. И через шесть недель, поживши у старицы Федосьи, была
пострижена приезжим черным попом Леонтием. При этом пострижении
Леонтий ее исповедывал и причащал привозным с Ветки причастием. Старица
Федосья уехала с Леонтием на Ветку, а она, Полинария, пошла опять в
деревню просить милостыню. В расколе научена Федосьею.
В расколе быть не желает.
По книгам читать не умеет, а в часовню Филаретовскую, которая от
деревни Ховани верстах в 8, хаживала в день Вознесения Господня да в
Троицкую субботу с сестрою своею, а по нем, Филарете, канон читывала сама.
В ту часовню стала она ходить как постриглась.