XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Материалы из следственных дел Раскольничьей конторы
387
Пахомий, не знает. А чашечка деревянная с ложечкою его, Пахомиева,
которое он сделал сам для того: вышеобъявленный раскольнический поп,
который его постриг, давал ему, Пахомию, привозя из-за рубежа, благодарной
хлеб, который он употреблял из той чашечки вместо причастия, а досталь-
ной принесен с ним, Пахомием. Также и два дарника, один медный, другой
деревянный, дал ему оной же поп и велел теми дарниками печатать
просвиры и те просвиры есть. А пшеницу выпросил он, Пахомий, Христа ради на
пищу (чтоб, сваря ее, есть же). А вериги-де железные достались ему,
Пахомию, после смерти вышепомянутого наставника его, старца Тихона, и те
вериги он, Пахомий, носил на себе для спасения души. А ладон, и четки, и
пояс ременный, и две мантии, и две камилавки, два парамона его же, Пахомие-
вы, и крест плетеный, и трои четки его же, Пахомиевы. А изображенные на
воску крест, также травы, и земля, и оклад чья - того он не знает, а взят-де
он, Пахомий, и с книгами в Москву, в вотчине князя Петра княж Иванова
сына Дашкова, в деревне Куниловой у крестьянина Захара Артемьева, к
которому пришел он для прошения милостыни в ночи. И Захар Артемьев был
взят также капитаном Юшковым и отправлен к волоколамскому воеводе, а
раскольник ли он - того он, Пахомий, не знает. Проживающих в лесу других
старцев и стариц не знает, кроме одной старицы Федосьи с матерью. И,
кроме двухперстного сложения и молитвы Иисусовой, другого раскола за собой
не знает.
ПОКАЗАНИЕ АВРААМИЯ-СТАРЦА
Отец его, крестьянин Иван Имельянов, из Можайского уезда, вотчины
бывшего князя Меньшикова, из Алешинской волости. Родился и взрос в той
же волости и при крещении дано ему имя Андреян. Будучи 20 лет с другими
крестьянами той волости (человек 5 с женами и детьми) съехали на Ветку,
а заставы проезжали они проселочными дорогами и лесами. И жил он на
Ветке лет с 17 и научен от тамошних жителей-раскольников словесной
грамоте, и крестится двуперстно, и молитву творит по старопечатным книгам.
И по научении пострижен раскольническим черным попом Леонтием в
старцы по старопечатной книге. На Ветке же живет российского народу
раскольников в монастыре и в 17 слободах многое число, а те-де монастырь и
слободы поселены на земле пана Халецкого. Да он же, Авраамий, слышал
от тамошних жителей, что в Волошской земле российского народа
раскольников имеется с 70 слобод.
А с Ветки-де тому года с два пришел он паки в Россию один в
Волоколамский уезд, и близ деревни Куниловской поставил себе в лесу хижину, и
жил в ней по взятье свое в Москву (т.е. до аресту) один. Кормился, выходя из
той хижины по вечерам, в разных вотчинах просил милостыню. В том же
13*