XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
40
Тексты
замуравлены, а иные12 врата сами замуравились13. Турчанин нам
указывал, что14 де не турча замуравил, Богъ-де. А что в том пре-
л. 46 об. деле есть, и про то и15 греки, // и турчество1 не знают; какое там
таинство, про то Богъ весть. Тут мне турчанин дал камень ис2
помосту мраморной; а сам мне велел спрятать в недра: а то де турча
увидит, такъ де недобре. Доброй человекъ - турчанин, которой3
нас водил!
И тако мы изыдохом ис4 церкви и пошли с монастыря. И, мало
отшетши5, тут видили6 диво немалое: висит сапогъ богатырской, в
след7 аршин, воловая кожа в нево пошла-де8 целая; и пансырь9 ло-
шеди10 его, что на главу кладутъ; лукъ ево железной, невеликъ
л. 47. добре, да упругъ; две стрелы железныя; булдыга-кость от ноги //
ево, что бревѣшъко1 хорошее, толста велми.
Потом пришли ко звериному двору. Сказал нам Василей: "Тут-
де есть лев, хочете ли де2 смотреть?" Мы же потолкали у вратъ; и
турчанин отворил ворота3 и спросил: "Чево-де хочите4?" И мы
сказали, что лва смотреть. И он молвил: "А что-де дадите?" И мы
молвили: "Бир адам, бир пара". И онъ насъ и пустил. А лев лежит за
решеткою, на лапы положа голову. Такъ я турчанину сталъ
говорить: "Подыми, мол, ево, чтобы встал". И турчанин говорит: "Нет
де, нелзя: топерва-де кормил, такъ спит". И я взявши щепу да
бросил, а он молчит. Такъ узнал, что он мертвой да соломой
л. 47 об. набить, // что живой лежит. Такъ я ему молвил: "Е, бусурманъ1, для
чево ты обманываешъ? Вер пара, отдай, мол, наши денги!" Такъ
онъ стал ласкать: "Е, папас2, пошлите-де, я вам еще покажу". Да
зажег свечу3 салну, да повел нас в полату: темно силно, ажио ту4
волки, лесицы5 насажены; мяса им набросано; дурно силно воняетъ -
немного не зблевали. А лисицы некорысны, не какъ наши; а вол-
чонки6 малыя лають, на нас глядя. Потом показал нам главу едино-
рогову и главу слановою7; будет суще болше хобот ево, что чрез
зубы висит, с великия ношвы, в человека вышина. Тут же и коркади-
лову8 кожу видели. Такъ нам поотраднее стало, что такия диковен-
ки9 показал, а то лихоманъ обманул было мертвым-то лвом.
л. 48. А мы, пришед, // своим, Ія они2 дома были, не сказали, что мер-
тваго лва видили3; сказали, что живой. А они на другой день и
пошли смотреть и, пришед, хвалятся: "И мы тоже видели". А мы
смеемся: "Что ж, мол, турчанинъ вамъ сказал?" "Он-де сказал, что
левъ спит". "Колко, мол, онъ недель спит?" Такъ они задумались:
"Что, брат, полно, не мертвой ли онъ?" Мы стали смеятся, такъ им
стыдно стало: "Обманул-де сабака4-турокъ!"
Потом пришли на площадь великою5*, подобна нашей Красной
площади*, да лихо не наше урядство: вся каменем выслана; вели-