XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Материалы Посольского приказа
381
разныхъ городѣхъ сомихъ ево московских товаровъ взяли многие двойные
пошлины, противъ цесарскихъ купецкихъ людей взяли с него влишекъ вдвое.
И в нынешнемъ 1702-м году он, Иван, посылаетъ брата своего родного
Ераста Кадмина и прикащика своего Абрама Черникова с товарыщи и с
работники своими с товары для торгового промыслу в государство салтанова
величества. В турецкие городы с Москвы ехать имъ сухимъ путемъ до
Воронежа, а с Воронежа Дономъ-рекою в судах до Азова, а с Азова моремъ
до Царяграда. А из Царяграда ѣхать имъ по обѣщанию Бѣлымъ моремъ
до Иерусалима ко Господню Гробу. А от Иерусалима - до Ердани-реки и до
Афонских гор, в монастыри по пещерамъ ходить и в Трапезонском
монастыре к чюдотворному образу Пресвятые Богородицы писма Луки-евангилиста
приложитца.
А какъ до Царяграда Богъ принесетъ поздорову, и салтанова
величества пропустит ихъ, и (дасть) имъ салтанова величества проѣзжей свой фер-
манъ до Еросалима и назад до Азова. А какъ Богъ принесетъ во Иероса-
лимъ, и кому ключи приказаны у Господня Гроба, чтоб отпирали и дани б
болшой с нихъ не имали. Учинили б свободу ко Господню Гробу приложити-
ся и из Ердану-реки и в Цареграде из живоносного источника воду имъ в
сосуды брать, беспенно вести к Москве. А товары свои им в Царе-городе, и во
Иеросалимѣ, и в ыныхъ в турскихъ городех, гдѣ будетъ пристойно,
продавать и самимъ имъ покупать ренское, и всякое пойло, и всякие сьѣстные
припасы, и деревянное масло, и всякие турецкие товары покупать и менять
паволною ценою. В которомъ городе тѣ наши товары московские в
продаже будут, и в томъ городе с продажной цены и с покупки, с турецкихъ
товаровъ, брать имъ турецкие пошлины водноряд по тому ж, по чему берут с
цесаря христианского с приѣзжих торговыхъ людей с цесарскихъ товаровъ
указную пошлину в одномъ городе, гдѣ в продаже будет. И чтоб в турецкихъ
городехъ турецкие жители всякую б ласку и любовь имъ для его царского
величества казали б, болших даней и лишнихъ пошлинъ с нихъ не имали и
задершки б, и мешкоты, и убытковъ имъ нигдѣ, ни в которыхъ городехъ, не
чинили б, пропускали б вездѣ без задержания.
А без его государева указу и бес проѣзжей его государской грамоты
брата своего Ераста и прикащика Абрама с товарыщи и с работники своими в
турецкие городы отпустити не смѣет. И великий государь пожаловал бы
ево, велел ис Посолского приказу дать брату ево Ерасту и прикащику ево
Авраму с товарыщи и с работники в Турецкую землю // со ево товары ѣхать
свою, великого государа, проѣзжую грамоту, чтоб имъ с товары своими в
проѣзде дорогою в городехъ, на мостахъ и на перевозахъ до Азова, а из
Азова моремъ до Царяграда, а из Царяграда Бѣлымъ моремъ до Иеросалима и
до иныхъ турских городовъ и назад до Азова, а из Азова до Москвы с това-
ромъ и с питьемъ пропускали бъ и остановки никакие и задершки в
городехъ и в уѣздехъ, убытков нигдѣ не чинили.