XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
371
намъ въ таборы яловицу, и колачей, и вина, а конемъ овса. И тутъ
мы стояли весь день. Α Полѣева жена брала къ себѣ купцовъ
обѣдать и угостила нашихъ купцовъ добрѣ, а сама-де говорила: "Для
чево-де до насъ турокъ не довѣли? Я-де бъ имъ дала себе знать, ка-
л. 76. ковъ-де мой господинъ Полѣй. Я бо де ихъ знала, какъ // угостить,
да уже-де быть такъ. Жаль-де мнѣ етих гостей, что-де безчестны
отпустили. Я бо де человѣкъ пятьсотъ дала провожатыхъ такъже ихъ
проводить черезъ Лядскую землю. А знать-де, что Семенъ Ивано-
вичь Палѣй станетъ пѣнять". И, обѣдавши, купцы выѣхали въ поле
и стали коней седлать и запрегать. Потомъ выѣхалъ къ намъ пол-
ковникъ наказной съ казаками да и поѣхалъ съ нами провожать
насъ до Киева. И ѣхали мы от Фастова до Киева два дни.
Потомъ приѣхали мы въ Киевъ въ день недѣльный, и у во-
ротъ Залотыхъ насъ караулъ остоновилъ. Потомъ пятидесятникъ
пошелъ къ генералу объ насъ докладовать, и генералъ вѣлѣлъ
насъ пустить въ городъ. И въ то время полковники стояли во
обѣдни, а генералъ - нѣмчинъ, некрещеной. И переѣхавши
черезъ Верхней городъ да и спустился въ Нижней городъ; а гора
зѣло крута, и спущатся нужно зѣло. Потомъ генералъ вѣлѣлъ
намъ отвести дворы стоялыя. И ставши на дворѣ, и убравши рух-
ледь, и опочивши той день.
И во вторый день пошли въ Печерской монастырь, въ лавру
преподобныхъ отецъ Антония и Феодосиа. И были въ соборной
церкви, и лобызали образъ Пресвятыя Богородицы чюдотворный.
Потомъ пошли въ пещеру Антониеву и тамо мощи святыхъ всѣхъ
лобзали; и поклонихомся, изыдохомъ изъ пещеры Антониевы.
И поидохомъ въ пещеру Феодосиеву, и тамо такожъде мощи
святыхъ лобзали; и, поклонившеся, изыдохомъ изъ пещеры. И
поидохомъ въ монастырь, и ходивше доволно по монастырю. А сами
удивляемся человѣколюбию Божию: како въ такую страну далнюю
ходихомъ и како назадъ возвратихомся. А и въ мысли нашей обна-
дежия такова не было, что было быть назадѣ. А когда мы шли во
Иерусалим, и тогда мы приходили въ монастырь Печерской, и
ходили по пещерамъ, и молилися преподобнымъ отцемъ, и обѣщалися,
что естьли Богъ дастъ сходить поздарову, то не возвратимся инымъ
путемъ: къ вамъ, отцы преподобнии, пришедъ, поклонимся и
обѣщанной долгъ вамъ отдадимъ. Отцы святии, преподобнии
Антоний и Феодосии, молилися за насъ, и за молитвъ ихъ,
преподобныхъ отецъ нашихъ, Богъ сохранилъ от всякихъ навѣтъ вражиихъ.
л. 76 об. И та//ко ихъ молитвами отеческими доидохомъ святаго града
Киева и достигохомъ святую лавру преподобныхъ отецъ Антониа и
Феодосиа. И тако, поклонившеся, изыдохомъ изъ лавръ.