XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
369
всѣмъ домомъ повезли къ турецкому салтану. А какое до нево
дѣло, никто не вѣдаетъ.
И стояли мы въ Ясѣхъ дней с пять. И, совсѣмъ искупившися и
убравшися, выѣхали изъ Ясей вонъ за пять дней до Петрова дни.
И ѣхали да Сороки пять дней, а въ Сороку-городъ приѣхали въ
самой Петровъ день после полденъ. И тутъ Днестръ до вечера пе-
ревозилися, два перевоза тотъчасъ, а перевезшись да и начевали.
И тутъ ляхи про нашихъ купцовъ обѣдъ дѣлали и зѣло почтили
нашихъ купцовъ.
И во вторый день после обѣда убравшися да и поѣхали въ
степь къ Немѣрову; и ѣхали до Немѣрова пять дней. А когда мы
приѣхали въ Немѣрово, и Немѣровъ весь разоренъ от Палѣя съ
казоками, а нынѣ стоитъ войско лядское тысячь с пять. А голь
зѣло, и воровство страшное, въ очахъ крадутъ. Мы поѣхали въ го-
родъ за харчью, такъ тово часа софянъ съ седла съхватили, и не
видали. И у нашева молодца и кошелекъ съ талереми и со всемъ
вырвали, онъ хлѣбъ покупалъ. И губернаторъ градской купцовъ
нашихъ звалъ къ себѣ на обѣдъ, такъ на дворѣ караулшики
бурку украли. Стали губернатору бить челомъ, и губернаторъ
сказалъ: "Укажите-де въ лицо, я-де доправлю, а то де такъ нелъзя
сыскать. И вы-де, для ради Бога, берегитеся. Какъ-де имъ не
воровать? Жалованья нѣту, толко де по десяти денехъ на неделю, за
неволю-де имъ воровать".
И стояли мы въ Немѣровѣ часу до пятаго дни, искупяся харчью
да и пошли. А купцы поѣхали къ губернатору на обѣдъ, а коро-
ванъ съ турками пошелъ напередъ изъ Немѣрова. Турки проша-
л. 75. лись, чтобъ ихъ купцы отпустили, и купцы // имъ сказали: "Мы-де
васъ не держимъ, поѣжжайте-де себѣ. Какъ-де въ указѣ у васъ
написано, такъ-де и творите". Такъ они стали просить отписку, чтобъ
расписались, и купцы сказали: "Мы-де здѣсь расписоватся не ста-
немъ: земля-де - не нашева государя владѣния, здѣ-де губернаторъ
польской не станетъ за нашего боярина расписаватся". Такъ они
сказали: "Мы бъ де васъ съ радостию и до Киева проводили, да мы-
де боимся Палѣя вашего, онъ-де насъ не выпуститъ вонъ от себе,
тутъ-де насъ побъетъ". Такъ мы имъ сказали: "Али, молъ, Палѣй
у насъ какой своевольной, у государя нашего?" И турки сказали: "У
насъ-де про нево страшно грозная слава. Да мы-де никово такъ не
боимся, что ево. Намъ-де и самимъ зѣло хочется его посмотрѣть
образа, каковъ-де онъ". Да затѣмъ и за нужу поѣхали, что распи-
сатся не съ кѣмъ, и имъ безъ писма приѣхать къ салтану нелзя.
И ѣхали мы степью черезъ Лядскую землю четыре дни, и въ
пятый день приѣхали въ Поволочи въ мѣстечко, Полѣево