XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
368
Тексты
И въ послѣднюю нощь учинилась у насъ бѣда великая: диаволъ
похитилъ молотчика Козму Кадмина, възбѣсновался. И бысть
великой всю нощь съ ними крик, да свищетъ, и платья все на себѣ
изодралъ въ куски, да все разбросалъ. Потомъ его сковали да все
сковавши вѣли до Киева. Зѣло бѣсъ прокудливъ въ немъ былъ,
лихой, прасалай окаянной!
Потомъ тово дни стали убиратся, и утре рано во вторый день
л. 74. выѣхали изъ Галацъ // вонъ, и на поли сжидалися. А провожатыя
турки напередъ выѣхали, дожидалися; выѣхавъ верстъ с десять,
въ степи дожидалися. А какъ наши купцы московския выбрались
къ полднямъ, да и пошли всѣмъ корованомъ. Потомъ наѣхали мы
на провожатыхъ, такъ турки поѣхали и передъ нами, и за нами.
Зѣло опасно насъ провожали! А естьли ось изломится или иное
что изпортится, корованъ таки не остановится, пойдетъ, а турокъ
человѣкъ дватцать или тритцать останется, дожидаются. А какъ
ось подъдѣлаютъ, такъ и пойдутъ съ тѣмъ возомъ да къ стану и
даѣдутъ. А когда поидешъ на сторону за нуждою, а турчинъ
стоить надъ тобою да дожидается. А по дороги вездѣ передъ нами
мостили мосты да гати. Α гдѣ на мостахъ, на гатѣхъ человѣкъ
дватцать-тритцать слезутъ съ коней да черезъ переправу перепра-
вляютъ. Уже зѣло берегли! Да нелъзя имъ и не беречь, какъ въ
указѣ имъ написано насъ беречи. "Что естьли хошъ одинъ че-
ловѣкъ утратится, - такъ турецкой салтанъ сказал, - всѣхъ-де
васъ двѣстѣ человѣкъ перевѣшаю за одново московскова че-
ловѣка!" Да приказалъ, чтобы въ Киѣвѣ съ московскимъ
воеводою отдать насъ въ цѣлости и расписатся. А тую бъ расписку
привести во Адрианополь къ самому салтану, а от купцовъ писмо за
ихъ руками - къ послу московскому къ Петру Ивановичи)
Толстому, что въ цѣлости доѣхали до рубежа и никакой шкоды турки и
татары не учинили. И зѣло намъ было от татаръ неопасно, а то
была слава великая у татар, что московския купцы ѣдутъ богаты,
таки бы безъ попорки не было.
И, доѣхавъ да Ясей за тритцать верстъ, поѣхали мы, человѣкъ
пять московскихъ купцовъ да начальной человѣкъ турчинъ съ
людъми, напередъ въ Ясы въ ночь. И ѣхали всю нощь, и приѣха-
ли въ Яси часу на другомъ дни. И господарь воложской отвелъ
намъ дворъ стоялой. Потомъ, во вторый день, пришелъ нашъ
л. 74 об. корован и съ турками-провожатыми; и стали въ монастыри // у
Николы, порекломъ Голя. И стали покупать кони, телеги, а иныя
нанимали извощиковъ киѣвскихъ, воложскихъ, давали до Киева
на подводу по десяти рублей, а возы везли двойкою. И въ то время
въ Яси приѣхали турки, да господаря воложскаго сковали, да со