XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
361
Въ тѣ поры въ Бѣлогородской ордѣ была замятия, татары бѣлого-
родския възбунтовали, от турка отложились да волохи всѣ разорили.
Такъ тотъ паша от турка присланъ разыскивать и валохомъ грабеж-
ное добро отбирать на нихъ въпятеро: у ково лошадь взяли татаро-
ве, такъ на нихъ доправлят за одну лошедь пять лошадей.
Потомъ, на четвертой день, пришелъ указъ от паши, чтобъ на
московскихъ купцахъ брать пошлину, такъ турчинъ и приѣхалъ
на корабль править пошлину. Такъ наши купцы не похотѣли дать
пошлины да и поѣхали сами въ Килию ко изупаши. Такъ паша
указъ имъ далъ, что на Голацахъ платить. Потомъ наши купцы
приѣхали изъ Килии. И стояли мы подъ Тулчею девять дней,
потомъ пошли къ Галацамъ.
И во вторый день пришли въ Рень-городъ. И стали наши тутъ
купцы думать: хотѣли кони покупать да изъ Рени итить на Русь.
И новъ городъ весь разоренъ от татаръ, коней не добыли. Потомъ
купецъ Иванъ Кадминъ нанялъ у турчанъ коикъ, да и поѣхали съ
нимъ напередъ на Голацы для коней и для тѣлегъ, а корабль не
пошелъ за вѣтромъ. Да в ночь и пошли мы на койку, а ружья съ
л. 73 об. собою не взяли. И ту нощь мы зѣло страху набрали//ся от
татаръ1: а то мѣсто зѣло воровато, а турки и сами трепетали.
Едва мы точию ночью добились до Голацъ, и пришли часа за два
до2 дни, да тутъ на берегу и начевали.
И поутру рано взявши рухледь да и пошли, а застава насъ и не
пустила, да привели насъ къ бѣю, къ начальному турчину. А
турки въ тѣ поры еще спали, такъ мы дожидалися, покудова они
въстали, да умылись, да молились. Потомъ сѣли на мѣстехъ, такъ
мы подали указы. И прочетши указы да и велѣлъ намъ итти. Такъ
мы и пошли въ монастырь, да тутъ намъ игуменъ далъ кѣлью.
Такъ мы шедше на берех Дуная-рѣки, и купили рыбы белужины,
и наварили, и нажарили. А рыба зѣло дешева: бѣлуга дать великая
двѣ гривны, а созана Беликова свѣжова - алтынъ. И тутъ мы
стояли и переночевали.
Утре рано приѣхали наши цареградцы, что поѣхали сухимъ
путемъ съ провожатыми съ турецкими, и, перевезшися реку, вы-
клали таваръ на берегъ. Потомъ и нашъ корабль пришолъ, и
товару турки не довали изъ корабля выгружать, потому что за
пошлину былъ шумъ великой, и помирились на малое дѣло. Потомъ
стали товары возить на гору въ монастыри. Потомъ стали коней
покупать, а кони были недороги, средняя цѣна. Потомъ, въ третей
день, приѣхали наши провожатыя турчане от изупаши двѣстѣ че-
ловѣкъ. Потомъ пригнали подъ товары коней и стали на подводы
убиратся.