XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
360
Тексты
корабли моръ сталъ, и зѣло тому кораблю стала нужда: не пуща-
ютъ ни въ городъ, ни на корабли, а харчь приѣли, а взять негдѣ, а
людей на корабли остается немного. Такъ раизъ дождавши вѣтру
добраго до нощи и пошелъ на уходъ сквозь разбойническия
корабли. И гнали за нимъ верстъ со двѣстѣ до Родоса-города, и ушелъ -
Богъ спасъ ево; а корабль былъ христианской, греческой.
Потомъ на Вербное воскресение разбойники поймали попа да
дьечка изъ города, - они гуляли по берегу, - и увезли на корабли,
да пытали, и спрашевали у нихъ: "Сколко-де стоитъ кораблей
подъ городомъ?" Такъ они сказали: "Дватцать кораблей стоятъ
мисирскихъ" - такъ они ихъ и отпустили. Потомъ учинился у нихъ
въ городкѣ великой моръ, такъ корабли и пошли от городка
прочь на другую сторону, въ другой лиманъ, подъ горы зѣло
высоки. И подъ тѣми горами стояли съ неделю. Тутъ и Свѣтлое
воскресение взяли. И зѣло печално было: такой пресвѣтлой празд-
л. 69. никъ, а взяли въ пу//стомъ мѣстѣ. И в1 Свѣтлое воскресение
раизъ прислалъ мнѣ яицъ и молока. Спаси ево Богъ, миленкова!
Доброй человѣкъ былъ, часто къ себѣ обѣдать зывалъ.
Потомъ въ самой праздникъ послѣ обѣда пошли корабли
опять подъ городъ и стали на якори. А на корабляхъ уже хлѣба не
достало, нужда великая стала. Много у нашего раиза брали
сухарей на всѣ корабли, у него было запасу много. Человѣкъ онъ
старой, сорокъ лѣтъ уже на корабляхъ ходитъ, такъ всякия нужды
видалъ, такъ научился, какъ по морю ходить.
А когда мы стояли подъ горами1, и тутъ мы въ горахъ видѣли
капища идолския, древния гробища. И мы по тѣмъ горамъ гуляли
и въ нихъ, капищахъ и гробищахъ, внутрь ихъ были. Диво да и все
тутъ, какая-та слѣпота была! А гробищи пусты, костей нѣтъ ни-
чево. И капищи выбиваны изъ камени кирками, а не кладеныя;
и гробища всѣ выбиваны пустыя. А гробищи поставлены зѣло на
высокихъ горахъ, едва съ нуждою взойти; и нынѣ на тѣхъ горахъ
турецкия селы.
Потомъ въ среду на первой недѣли рано, на первомъ часу,
увидѣлъ караулъ зъ горы, что идутъ голены турецкия съ войскомъ
насъ выручать. И караулъ сталъ къ кораблямъ кричать, такъ съ
кораблей турки, греки побѣжали, и мы туда же пошли смотрѣть.
И когда мы увидѣли голены турецкия, и зѣло обрадовалися всѣ.
И къ ночи пришли къ намъ, и разбойническия всѣ побѣжали въ
пучину. И в вечерѣ прибѣжалъ сандалъ зъ голенъ съ янычары къ
нашимъ кораблямъ, и велѣли утре рано выходить вонъ на море.
И въ четвертокъ на Свѣтлой недѣли рано, на первомъ часу,
стали наши корабли подыматся и пошли на море. И шли корабли