XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
359
такъ сердитъ былъ зѣло. Мы къ нему не подъходили, какъ онъ
убирался. Потомъ тотъчасъ велѣлъ парусы подымать, да и
пошли, да то уже на ходу убирались. И бысть вѣтръ доброй. Потомъ
нашъ раизъ сталъ веселъ, какъ корабль пошелъ, а вѣтръ ста
доброй. Такъ мы подшедъ къ нему да поклонились. Такъ и онъ намъ
поклонился, а самъ молвилъ: "Таколо, деспота, добрѣ тебѣ
будетъ, сиди здѣсь!" Да и велѣлъ мнѣ мѣсто хорошое очистить,
а самъ под мѣсто рагожи стелетъ. Спаси ево Богъ, миленкова,
доброй человѣкъ былъ! И хлѣбъ намъ велѣлъ давать, и кашу,
всячину, что ни ворятъ, - то все вѣлитъ давать.
И шли мы четверо сутокъ, а вѣтръ все былъ боковой; и збила
насъ боковымъ вѣтромъ въправо верстъ з двѣстѣ. Потомъ на
четвертой день стали горы показоватся. И на вечеръ подошли
подъ градъ Мирликийской, гдѣ Николай Чюдотворецъ родился.
Потомъ къ ночи вѣтру доброва намъ не стала. И сталъ нашъ
корабль ходить по морю то туда, то сюда, чтобъ не стоять, а
прибыли нѣтъ. И тако нощь всю шатался. А утре по морю появились
кораблей много: которыя прежде насъ пошли, всѣ тутъ стали сби-
ратся. Потомъ караулшикъ нашъ сверху зъ дерева кричитъ, что
идутъ-де корабли разбойническия. Потомъ мы смотримъ - анъ и
всѣ корабли поворотили назадъ къ нашему кораблю. Потомъ и
нашъ раизъ велѣл назадъ корабль обратить, да и пошли подъ го-
родокъ Костелоризъ. А когда мы стали входить во врата межи
горъ въ лиманъ, тогда изъ городка въ каику выѣхали граждане и
сказали намъ, что въ городку моръ есть. Такъ нашъ раизъ хотѣлъ
назадъ поворотить - анъ бѣжать и нѣкуда: тутъ, въ городкѣ, моръ
есть, а назаде разбойники. Такъ и нѣкуда деватся стала, да и поло-
жилися на волю Божию: лутче въпасти въ руцѣ Божий, нежели въ
л. 68 об. неприятелския руки. И пошли // подъ городъ, и стали на якори.
Потомъ за нами пришли всѣ корабли турецкия да и стали; а
разбойническия корабли за лиманомъ стали на воротѣхъ да и не вы-
пустятъ никово. Все тутъ, сталъ нашъ путъ, нѣкуда деватся!
И на третей день на турецкомъ корабли умеръ раизъ-турчинъ.
Бился съ разбойниками: такъ онъ от нихъ отбивался; такъ они,
разбойники, у корабля древо подъбили да сопетъ разбили, а раизу руку
отрубили - такъ онъ въ третей день умеръ. Α забѣжали наши
корабли въ тотъ лиманъ въ среду Крестопоклонную, и стояли мы
подъ тѣмъ городкомъ до Святой недели. По томъ стояньи стали ра-
изы сьѣжжатся да думать, какъ быть. И придумали, и послали по-
шту въ Царьградъ къ салтану турецкому, что разбойники не выпу-
щаютъ. И зѣло намъ было тутъ житие наше печально. А когда мы
подъ тѣмъ городкомъ стояли, и въ тѣ поры учинился на одномъ