XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
355
въ день не пъемъ, ни ядимъ, такъ де я тово ради въ день и не
звалъ, и теперьва-де станемъ со мною кагве пить." И я ему ска-
залъ чрезъ толмоча: "Я, молъ, кагве не буду пить: у насъ, молъ, на
Руси нѣтъ етово питья, такъ мы не повадились ево пить. Челомъ
бъю за твое жалованье." И онъ мнѣ, паша, молвилъ: "Чѣмъ же де
мнѣ тебе подъчивать? Вина-де мы не держимъ, для тово что сами
ево не пъемъ. Иди шъ де съ Богомъ!" И я вставши, да поклонив-
шися, да и вонъ изъ полаты пошелъ.
И пришедъ на монастырское подворье, да и стали въ корабль
кластися. А корабленник нашъ сталъ бѣсится, и не сажаетъ насъ
на корабль, и не сталъ нашей рухледи на корабль класти, да
поднявши парусъ да и пошолъ ночи. А мы и остались на берегу моря,
и намъ зѣло горко стало и слезно. Да что пѣть дѣлать? Быть такъ,
л. 65 об. уш то, молъ, Богу такъ изволившу. И // стали мы опять рухледь
носить на подворья. И той день намъ бысть зѣло печально. По-
томъ мы смотримъ: анъ передъ вечеромъ и пришолъ той же
корабль назадъ - зѣло обрадовалися. И пришелъ къ намъ
корабленник да и сталъ прощатся: "Простите-де, Бога ради, оскорбилъ-де я
васъ. Я-де верстъ с пятьдесятъ отшелъ да и опамятовался. И мнѣ-
де стало васъ жаль. Какъ такъ здѣлалъ, что ихъ не помиловалъ?
Хотя бы и босурманъ былъ, инъ бы можно помиловать." Да и
велѣлъ намъ кластися въ корабль. Потомъ паша призвалъ кораб-
ленника и сталъ ево бранить: "Для чего-де ты не взялъ московска-
го папаса?" И зѣло ему пригрозилъ, чтобъ насъ взялъ.
И мы въ ту же нощь поклавшися да и пошли. И въ ту нощь
немного отошли, потому что не было вѣтру добраго, и на зари сталъ
вѣтръ великъ зѣло. И тово дни на вечеръ пришли во Акри - анъ
кораблей египетскихъ нѣтутъ! И намъ зѣло стало печалъно,
когда нашъ корабль присталъ ко брегу. Потомъ мы рухледь свою
взявши да и пошли въ метоху митрополью. И старецъ митрополей
далъ намъ кѣлью и потомъ намъ трапезу поставилъ. И мы стали
у него спрашивать: "Давно ли, молъ, корабли пошли во Египетъ?"
И старецъ сказалъ, что: "Третьево дни пошли и вновь-де скоро
будутъ. Не печалься-де, скоро пойдешъ во Египетъ". И намъ от
старцовыхъ рѣчей стало радостно сильно.
И наутре февраля во 2 день, на праздникъ Стрѣтения
Господня, позвалъ насъ къ себѣ арап-христианинъ и зѣло насъ угостилъ:
рыбы было нескудно и вина, было довольно всячины. И за
трапезою было у насъ рѣчей много, спрашивали про государя. И зѣло
желаютъ сильно, чтобъ государь Царьградъ взялъ: "Не видать-де
намъ тѣхъ дней, чтоб де государь московской свободилъ насъ
от турокъ!" И зѣло тотъ человѣкъ любовь къ намъ показалъ