XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
37
меня говорит, скажи". И я ему велел: "Говори, мол, ему! Я веть ни
ево державы, не боюся; на мнѣ онъ не имеет власти вязать, хошъ
онъ и патриархъ".
И толмачъ ему сказал мои все речи со стыдом. Такъ онъ,
милой, и пуще зардился да и молвил толмачу: "Да я-де у него каких
подарков прошу? Не привес1 ли де он обрасковъ московскихъ?"
И я ему сказал: "Нет, мол, у мене2 образов; есть, мол, да толко про
себя". Такъ он сказал толмачу: "Нет де у меня ему келлии.
Пойдите-де3 в Синайской монастыръ4*: там-де ваши москали5 церковъ
поставили, так де ему6 дадут". Так де я плюневъши7 да и8 с лесни-
цы пошел9, а онъ толмочу10 говорит: "Апять11 бы де ко мнѣ не
приходил, не дам-де кельи!" Етакой миленкой патриархъ, милость
какую показал над страннымъ человеком!
Такъ, су, что делать? Мы и пошли с патриархова двора; да
седши в коикъ, да и поехали в Синайской монастыръ. Пришли ко
л. 42. игумену. Толмачъ стал // говорить, что пришол-де с Москвы ка-
лугер а просит-де келий1 до времени постоять2. Тот, милой, себѣ
взметался: "Какъ быть? Да у меня нѣт келий3 порожней4; ин бы
де ево во Ерусалимской5 монастырь* отвес6, готова-де тут
кстати: он-де во Иерусалим7 идеть, так де ему там игумен и келью
дасть".
Миленкая Русь! Не токмо накормить, и места не дадут, где
опачнуть8 с пути. Таковы-то греки милостивы! Да еще бѣдной ста-
рецъ не в кои-та веки забредет9 адинъ10 - инъ ему места нетъ; а
когда с11 десятокъ-другой, такъ бы и готово - перепугалися! А какъ
сами, блядины дети, что мошенники, по вся годы к Москве-то
человек по 30 волочатся за милостиею12*, да им на Москве-та13
отводят места хорошия14 да и кормъ государевъ. А, приехав к Москве,
мошенники плачуть пред государем, пред власти15, пред бояры:
"От турка насилием отягащены16!" А набравъ на Москве денегъ да
приехав в Царьград, да у потриархов17 иной купит митрополитст-
л. 42 об. во. Такъ-то они // все делают, а плачут: "Обижаны1 от турка!"
А кабы обижены2, забыли бы старцы простыя носить рясы луда-
ныя3, да камчатыя*, да суконныя по 3 рубля аршинъ. И4 напрасно
миленкова турка тѣ старцы греческия оглашают, что насилует.
5Мы сами видели, что им насилия не6 в чем нету: и в вере, и в чем.
Все лгут на турка. Кабы насилены, забыли бы старцы в луданных
да в камчатых рясах ходить. У нас такъ и властей зазирают, лудан-
ную кто наденетъ, а то7 простыя да такъ ходят. Прям, что
насилены от турка! А когда к Москве приедут, такъ-та в каких рясах
худых таскаются8, будто студа9 нет. А там10 бывши, не заставишь
ево такой11 рясы носить.