XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
350
Тексты
вѣлятъ турки ходить. А то море животнаго въ себѣ ничего не дер-
л. 62. житъ; а воды пить нелзя: // горъка и солона - и всякое животное
въ себѣ уморяетъ. А то море невелико, что озеро, уско да длинно;
а ходу, сказоваютъ, кругъ ево пять дней.
А когда мы пришли въ монастырь, тогда насъ игуменъ въвелъ
въ церковь. Тутъ намъ вынесли крестъ, здѣланъ от части
животворящего древа. Мы же, грѣшнии, цѣловахомъ тотъ крестъ и об-
радовахомся радостию неизреченною. И потомъ повѣли насъ на
гробъ святаго Саввы: среди монастыря здѣланъ голубецъ
каменной, а въ немъ гробъ; и покровъ черной, на покровѣ крестъ вы-
шитъ. Мы же, грѣшнии, гробъ его лобызахомъ. А мощи гдѣ - про
то Богъ вѣсть; и сами греки не вѣдаютъ: тутъ ли, подъ спудомъ,
или индѣ гдѣ. Потомъ намъ вынесли въ церкви три главы, Ксени-
фонта и сыновъ его Аркадиа, Иоанна цареградскихъ. И тако мы,
грѣшнии, тѣ главы лобзахомъ.
Потомъ повѣли насъ въ пещеру; тутъ зѣло костей много, въ
той пещерѣ. Мы вопросихомъ тутъ старцовъ: "Что-то ето за
мощи?" А старцы намъ сказали: "Етѣ-де мощи новых мучениковъ.
Когда-де взялъ турокъ Иерусалимъ, тогда салтану турецкому
сказали, что: "Есть тутъ монастырь, а въ немъ колугеровъ много,
пятнатцать тысящь, и они-де лихи: собравшися, пришедъ да опять
возмутъ Иерусалимъ". Такъ турецкой царь послалъ пашу въ
монастырь Святаго Саввы, велѣлъ избить. И турки, пришедъ, стали
убивать отцевъ, изъ пещеръ тоскать вонъ да головы отсѣкать.
Отцы же, видѣвше суровство звѣрское от турокъ, не сташа про-
тивитися и начаша свои головы подъ мечь клонити. И побиша ихъ
турки до осми тысящь. И видѣ паша турецкой, что колугеры не
противятся имъ, посла вѣдомость къ турецкому салтану, что
старцы ни въ чемъ не противятся. Царь же умилися, послалъ писание,
велѣлъ престать убивати, а ихъ свободити: куда хощютъ, идут, а
тутъ бы не жили. И тако паша возвратился во Иерусалимъ, а
отцы собравши мощи избиенныхъ да въ той пещерѣ и положили, а
сами и пошли до Афонския горы и тамо водворишася". Α нынѣ въ
тѣхъ пещерах живутъ арапы; зѣло много пещеръ на юдоль Пла-
л. 62 об. чевную. Намъ же старцы приказовали, чтобъ от тѣхъ // мощей не
брали ничего; мы же зѣло того опасалися, от тѣхъ мощей брать.
Старцы сказовали: "Естьли кто возметъ, а когда-де приидетъ
на море, такъ-де корабль съ тѣми мощами на мори не пойдетъ.
А турки-де станутъ обыскивать, а когда у кого найдутъ, такъ-де
тово человѣка совсемъ въ море и кинутъ".
Мы же хождахомъ по верху монастыря и удивляхомся
таковому зданию, паче же пещерамъ, гдѣ отцы жили; а теперево по тѣмъ