XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
348
Тексты
ки въ день пятьдесятный. Въ томъ дому и преставление бысть Бо
жия Матере. Въ той же домъ по воскресении прииде Христосъ ко
ученикомъ, и дверемъ затвореннымъ, и ученикомъ собраннымъ,
и показа Фомѣ руцѣ и ребра своя. На той же горѣ былъ гробъ
Давида-царя и сына его Соломона. На той же горѣ гробъ святаго
первомученика Стефана. На той же горѣ есть пещера, гдѣ Да-
видъ Псалтырь сложилъ. На той же горѣ аггелъ Господень
отсѣкъ руку жид овину, прикоснувшемуся гробу Пресвятыя
Богородицы. А от дома Иоанна Богослова на лѣвую страну вержени-
емъ изъ лука - Галилея Малая, тамо первѣе по воскресении сво-
емъ Христосъ изъ мертвыхъ явися. А та вся мѣста на Сионской
горѣ. А домомъ Зеведеовымъ владѣютъ у турка еретики, про-
клятыя армяне купили.
Потомъ поидохомъ за градскую стѣну въ пещеру Варухову; та
пещера от градской стѣны якобы вержением изъ лука. И въ той
пещерѣ живутъ турецкия, магметанския, диаволския пророки.
А та пещера ограждена, и сады въ ней насаждены по оградѣ. И въ
ту пещеру турецкия пророки берутъ по парѣ съ человѣка да и пу-
стятъ. А пещера зѣло велика, и высока, и пространна. А сказова-
ютъ про ту пещеру: "Когда плѣненъ бысть Иерусалимъ, Иеремиа
Пророкъ веденъ бысть въ плѣнъ и тамо пребысть, въ Вавилонѣ,
седмъдесятъ лѣтъ. Варухъ же Пророкъ, жалѣя учителя своего
л. 61. Иеремиа, Иерусалимова раззореііния1, и затвори себе въ той пе-
щерѣ, и плакате о разлучении учителя своего Иеремии, недомыс-
лиемъ себе смотряя, даже до возвращения людскаго затворенъ
бысть въ пещерѣ. Внегда же людие ко Иерусалиму возвратишася,
тогда и Варуху, изъ пещеры изшедшу, Иеремию погребе". И та
пещера зѣло удивительна; прежде сего бывала2 внутрь стараго
града, а нынѣ внѣ новаго града, за стѣною градскою. И многия знать
полаты стараго града Иерусалима, строенья и сады; нынѣ тутъ все
пусто, толко одна пещера Варухова.
Потомъ повѣли насъ во обитель Саввы Освященнаго. Такъже
пригнали коней арапы, и збиралися всѣ за градския врата да и
пошли от Иерусалима ко обители Святаго Саввы Освященнаго, а
шли все юдолью Плачевною. А когда сталися збиратися богомол-
цы, тогда арапы окаянныя силно сажаютъ на кони и бъютъ, кто
какъ не хочетъ ѣхать на лошади. Великое насилие! А извозъ
дорогой: от Иерусалима до Савина монастыря съ человѣка по тале-
рю, а переѣздъ - дватцать верстъ. Бѣда, су, со арапами, нигдѣ от
нихъ уходу нѣтъ, вездѣ враги насилуютъ, силно на кони сажаютъ!
И шли мы юдолью Плачевною; и будетъ какъ на полупути от
Иерусалима, тутъ мы нашли на араповъ. Они поятъ скотъ: козы,