XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
ЪАП
О ДОМУ ДАВИДОВЪ
Домъ Давидовъ стоит от западной страны у вратъ Лидскихъ, и
от Египта приходятъ въ тѣ врата. Домъ Давидовъ придѣланъ къ
градской стенѣ: три стѣны вънутрь града, а четвертая градская.
Кругъ его копанъ ровъ; а чрезъ ровъ мостъ, прежде сего бывалъ
каменной, а нынѣ древянной. У вратъ великаго дому лежатъ
пушки болшия и сторожи, караулъ великой, стоят: турки, арапы, яны-
черы. А живутъ въ немъ турки, а христианъ не пущаютъ; а кто
дастъ подарокъ, такъ тово и пустятъ. А величиною тотъ домъ -
какъ изъ лука стрѣлить; а равенъ въдоль и поперекъ. А хоромъ
въ немъ развѣ одна палата, изъ нея же Давидъ видѣ Вирсавию,
мыющююся въ виноградѣ. И мы, грѣшнии, въ томъ дому были,
турки насъ пущали: а мы имъ дали подарокъ, такъ они насъ
водили въ полату Давидову. А въ полатѣ Давидовѣ живетъ турчинъ.
Въ полатѣ толко одно окно, другое - въ предѣлѣ, а въ полатѣ на
окнѣ яма велика въ камень выгнулась.
А сказоваютъ про ту ямицу: "Когда-де Давидъ Псалтырь пи-
салъ, тогда возлегъ локтемъ опочинуть на тотъ камень - такъ ло-
кать во камень и вогнулся, что въ воскъ". А надъ тѣмъ каменемъ
горятъ кандила съ масломъ древяннымъ и день и нощь; а ставятъ
то кадило турки: почитаютъ Давида и турки. И мы, грѣшнии, тотъ
камень цѣловали. А что глаголетъ Святое Писание: "Въ дому
Давидовѣ страхъ великъ", - и нынѣ въ томъ дому страху нѣтъ, и
въ немъ турки живутъ. А то будетъ. совершатся таинство во время
страшнаго Христова пришествия. От того же дому Давидова от
западной страны, близъ дому Давидова, есть потокъ сухъ подъ
градскою стѣною, подъ домомъ Давидовымъ; имя тому потоку -
юдоль Плачевная, идѣже хощетъ тещи рѣка огненная въ день
Страшнаго суда.
А въ полуденную страну нынѣшняго града Иерусалима, за
л. 60 об. стѣною у вратъ града стоитъ гора Сионъ - мати церквамъ, Божие //
жилище. На той горѣ прежде сего бывалъ монастырь, а нынѣ
турецкой мечетъ, въ немъ же турки живутъ. На той же горѣ близъ
градской стѣны домъ Зеведеовъ, отца Иоанна Богослова. Въ
томъ дому тайную вечерю сотвори Исусъ со ученики своими.
Въ томъ же дому Иоаннъ возлеже на перси Господни. Въ томъ
же дому жила Пресвятая Богородица, егда Господь нашъ Исусъ
Христосъ, стоя на крестѣ, глаголя матери своей: "Жено, се сынъ
твой"; потомъ глагола ученику: "Се мати твоя". И от того часа по-
ятъ ю ученикъ восвояси, въ той же домъ свой. Второе - въ томъ
дому было сошествие Святаго Духа на святыя апостолы и учени-