XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
346
Тексты
каменныя копаныя; со всѣхъ застрѣхъ приведены къ колоде-
земъ, - а верхи плоския, а по угламъ замазаны, - трубы. Вода
бѣжитъ да и въ колодезь идетъ. А вода въ колодезехъ не
портится: во весь годъ бѣла, а не желта.
И мало пошедъ по-надъ юдолью, на правой руки въ полугорѣ
стоитъ древо маслично, окладено каменемъ, съ храмину будетъ.
А подъ тѣмъ древомъ, сказоваютъ, что Исайю Пророка жиды
л. 59 об. пилою // претерли древянною. И то древо зелено и до сего дни.
И от того древа мало пошедъ подъ гору въ юдоль и перешедъ
юдоль, на другой странѣ юдоли пошедъ на гору, тутъ село Ску-
дельниче, - от града то село съ версту, на полуденную страну, - въ
погребение страннымъ, что окуплено Христовою кровию, иже
Христа Июда предалъ иудеомъ на тридесятъ сребренницѣхъ. И
тако жидове купиша тѣми сребренниками село Скудельниче въ
погребение страннымъ. А которыя православныя христиане при-
ходятъ от всѣхъ странъ, от востоку и западу, поклонитися Гробу
Господню и святымъ мѣстомъ, и коему прилучится отити къ Богу,
и тѣхъ христианъ кладутъ въ тому дому въ селѣ Скуделниче. Аще
ли будетъ инокъ, въ коемъ монастырѣ пришлецъ, случится ему
умрети, и того монастыря тутъ же приносятъ въ то же село Ску-
дельничо. А иерусалимца въ томъ селѣ никогда не кладутъ. Въ
томъ селѣ ископанъ гробъ каменной, какъ пещера, а дверцы
малы учинены; и въ томъ погребѣ передѣланы закрамы. А кладутъ
христианъ въ томъ погребу безъ гробовъ на земли. А лежитъ
тѣло сорокъ дней мяхко и цѣло, а смраду нѣтъ от него. А егда
исполнится сорокъ дней, и объ одну нощь станетъ тѣло его земля, а
кости его наги станутъ. И прииде той человѣкъ, кой приставленъ
въ той пещерѣ, и ту землю лапатою соберетъ въ закрамъ, а кости
въ другой; а кости тѣ цѣлы и до сего дне. А земля ихъ прежде
сего, сказоваютъ, голубая бывала, а нынѣ черна, какъ и прочихъ
человѣкъ, толко смрада нѣтъ. А въ пещеру когда войдешъ, такъ
духъ тяжекъ; мы ходили въ ту пещеру, платомъ ротъ завезавши.
А закромовъ въ той пещерѣ много; а ходятъ со свѣчами зажегши,
а то темно въ пещерѣ, ничего не видать. А та пещера стоитъ надъ
юдолью Плачевную; а юдоль Плачевная пошла подъ лавру Свята-
го Саввы Освященнаго и къ Содомскому морю. А сказоваютъ, что
л. 60. тою юдолью Плачевною въ день // Страшнаго суда праведнаго
Господня рѣка огненная потечетъ.