XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
345
да крута зѣло, а ступней въ нее дванадесятъ итти въ гору. И по ко-
нецъ тоя лѣствицы самая купѣль Силоамля, аки озерцо широко,
а глубины - въ груди человѣку. И приходятъ всякия люди, неду-
гомъ одержимыя различными, и погружаются въ той купѣли, и
здравы бываютъ. А когда мы пришли къ устью купѣли, анъ въ
ней купается арапъ болъной, басурманъ. И когда стали на него
кричать, такъ онъ и вонъ вышелъ. А у той купѣли сидятъ арапы,
берутъ мыто - по копѣйки съ человѣка и по грошу. А та вода не
стоитъ, но идетъ сквозь гору и по конецъ горы вышла. А вышла
въ полъгоры - ручей хорошей, тутъ турецкия жоны платья мо-
ютъ, прудокъ запруженъ. А та вода до юдоли Плачевной не
дошла, вся въ гору понырнула; юдоль Плачевная суха, нѣтъ въ ней
воды. А сказоваютъ про ту купѣль, что она прежде сего не бывала.
А когда-де возврати Господь плѣнь Сионь от Вавилона, и тогда
пришедъ къ тому мѣсту Иеремиа Пророкъ и весь плѣнъ съ нимъ
на тотъ потокъ, тогда сухъ бысть. Иеремиа помолися Богу, и даде
Богъ въ томъ мѣстѣ воду.
л. 59. Исъ той купѣли арапы возятъ воду2 во // Иерусалимъ на вел-
будахъ да продаютъ. Α рѣкъ и кладезей во Иерусалимѣ нѣтъ,
мѣсто зѣло безводно, но токмо купѣль Силуамля. А тую воду
покупаютъ турки богатыя, а убогия питаются дождевою водою.
А дождь во Иерусалимѣ приходитъ ноября-мѣсяца. А когда мы
пришли во Иерусалимъ, такъ первой дождь пришолъ въ нощи
проти дни архаггела Михаила да шелъ до февраля-мѣсяца.
Α хлѣбъ поспѣваетъ къ свѣтлому дню Воскресению, а овощи
всякия поспѣваютъ Рождество Христово и Богоявлениевъ день.
У нас зима, а у нихъ лѣто и прохладъ всякой. Α лѣтомъ во Иеру-
салимѣ от солнечнаго зноя и ходить нелзя: зѣло солнце печетъ.
А во всю зиму камори лѣтаютъ и босы ходятъ арапы. Во Иеруса-
лимѣ зимою снѣгу не бываетъ, ни морозовъ никогда не живетъ.
Какъ у насъ на Москвѣ весна бываетъ теплая, такъ у нихъ зима-
та такова бываетъ: дожди, туманы, хмары, зѣло тепло; а громъ
бываетъ во всю зиму и молния. Градъ Иерусалимъ стоитъ среди
земли, понеже когда бываетъ день большой въ Петровки, тогда
солнце на полдняхъ станетъ и въ самой верхъ главы свѣтитъ, такъ
стѣни не бываетъ. А когда станетъ день убывать, тогда стѣнь
станетъ познаватся. Мы же въ тѣ дни не прилучихомся, толко въ
болыпия ночи зимния искусихом, о полунощи въ месечныя ночи на
монастырѣ исъ келий похаживахомъ и смотрихомъ: такъ мѣсяцъ
прямо стоитъ надъ главою, а стѣни не знать - и то мы собою ис-
кусихомъ. А день во Иерусалимѣ болшей лѣтней - пятьнатцать
часовъ, а нощь зимнея - девять часовъ. Во Иерусалимѣ колодези