XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
344
Тексты
А когда съ Елеонския горы посмотришъ во Иерусалимъ, инъ
все видитъ во Иерусалимѣ до единой храмины. Α гдѣ Святая Свя-
тыхъ была, и на то мѣсто зѣло красовито все видить съ Елеонския
горы. Зѣло то мѣсто площадью красовито, и древа кипарисовыя
на томъ монастыри растутъ. А когда посмотришъ съ Елеонския
горы, всюду съ нея видитъ: ко Иордану, къ Содомскому морю, ко
обители Святаго Саввы, къ Вифании, къ Вифлеему, во
Иерусалимъ. Забытая радость - Елеонская гора! И ходихомъ довольно
по Елеонской горѣ, и веселихомся, и радовахомся, что въ Едемѣ.
Во Иерусалимской во всей палестинѣ другова такова и радостнова
мѣста нѣтъ, что Елеонская гора!
Потомъ поидохомъ съ Елеонския горы. И когда поравнихомся
противу Гепсимании, и тогда насъ вождъ, старецъ-арапъ, повелъ
налѣво по юдоли Плачевной. И от Гепсимании мало поидохомъ въ
юдоль, тутъ лежитъ камень невеликъ, плосокъ. А на томъ камени
воображена стопа ножная, а въ ней вода стоитъ, полна стопа.
А сказаваютъ про тотъ камень: "Когда Христосъ срѣтился со
слепцомъ, и ста на томъ камени, и плюну на землю, и сотвори бре-
ние, и помаза очи слѣпому, и посла его къ Силоамской купѣли
умытися. И какъ Христосъ стоялъ на камени, такъ его стопа въ
камени вообразилась, что воскъ". И тотъ камень мы, грѣшнии,
цѣловахомъ, и воду изъ стопы пихомъ, и умывахомся. А вода въ
стопѣ не убываетъ, опять наполняется. А подле того камени яма,
зѣло глубока провалина, а въ ней вода на днѣ чють знать. А въ
тую яму не вѣлятъ намъ смотрѣть, вождь нашъ, кой водилъ.
А яма зѣло глубока и страшна. А что та за пропасть, мы не
довѣдалися; знать, что греки и сами не знаютъ про нея.
И от тово камени поидохомъ внизъ по юдоли, на лѣвой странѣ
л. 58 об. стоитъ гробъ Авесолома, сына Давидова. Α здѣлан, // что голу-
бецъ, узоричиста; а на верху круглая башенка; а около голубца
накидана каменья мѣлкова, кучи великия лежатъ. Мы же вопро-
сихомъ: "Что, малъ, ето за каменья?" И они намъ сказали, что де
жидове накидали: "Они-де не любятъ Авесолома за противление
отча, то де когда жидове етимъ путемъ ни идутъ, то все камень
кидаютъ ко гробу тому". А когда поидешъ от Авесоломава гроба
внизъ по юдоли, на лѣвой странѣ всѣ гробы въ той горѣ пророче-
ския, жидовския, узоричиста и двери, и окна; а тѣ гробы выбиваны
въ горѣ изъ одново каменя.
И от того мѣста поидохомъ внизъ по юдоли Плачевной ка>
градской стѣнѣ. Противъ угла подъ градскою стѣною, подъ
горою каменною, тутъ есть купѣль Силоамская. А входъ въ нея
учинена лѣствица каменная, широкая, что въ погребъ походной,