XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
343
И оттудова поидохомъ на гору Елеонскую. И мало пошедъ от
того мѣста, лежитъ камень великъ. А сказоваютъ, что съ того-де
каменя Христосъ сѣлъ на осляте, когда въѣхалъ во Иерусалимъ.
И тотъ камень мы цѣловахомъ. И от того камени поидохомъ
въверхъ Елеонския горы. От Гепсимании до верху Елеонския
горы съ полъверсты будетъ мѣрныя, от Иерусалима верста до горы
Елеонския.
Гора Елеонская зѣло красовита, велми высока, красна и пре-
дивна, а по ней растутъ древа масличныя. На самомъ верху горы
есть мѣсто Господне, гдѣ Христосъ стоялъ со ученики своими.
И вопросиша его ученицы о кончинѣ вѣка сего. Онъ же рече имъ:
"Не может сего ни Сынъ человѣческий вѣдати, никтоже, токмо
Отецъ". И от того камени, гдѣ Христосъ сидѣлъ со ученики
своими, видить Иорданъ-рѣку и Содомское море. На той же верху
горы Елеонския стоитъ церковь Вознесения Христова, а въ той
церкви лежитъ на предверии камень великъ, плосокъ. И съ того
камени вознесся Христосъ на небеса предъ ученики своими. И на
томъ камени вообразишася стопы Христовы, и нынѣ одна ступня
знать. Мы же, грѣшнии, тотъ камень и тотъ ступень цѣловахомъ;
и иныя странныя от христианъ цѣлуютъ.
А на полуденную страну Елеонския горы стоитъ гробъ святыя
мученицы Пелагии, а владѣютъ тѣмъ мѣстомъ турки. И стоит на
томъ мѣстѣ мечетъ турецкой, а къ нему турки не пускаютъ. А от
горы Елеонския до Вифании, гдѣ праведный Лазарь умеръ и ту
Господь воскреси его, яко три поприща от Иерусалима до
Вифании. И тутъ церковь стоитъ Воскресения Лазорева, друга Божия;
а въ ней гробъ Лазаревъ и сестръ его Марфы и Марии; а нынѣ
тою церковию владѣютъ арапы-басурманы. А когда мы пришли
къ пещерѣ, гдѣ бысть Лазарь погребенъ праведный, тогда арапы
принесли намъ огня. Мы же имъ даша съ человѣка по алтыну да и
пошли въ пещеру. А въ пещеру итти, гдѣ былъ гробъ Лазаревъ,
итти въ нея, что въ погребъ походной, по лѣсницы глубоко, да и
не одна лѣствица, кулаковато, - а безъ огня невозможно итти,
темно, - три лѣстницы съ поворотами. А съ полу пещеры видитъ
въбок церковь Лазареву, а нынѣ турки мечты творятъ. И тако мы
цѣловахомъ мѣсто, гдѣ Лазарь лежал, да и вышли изъ пещеры.
А от Вифании, гдѣ Христосъ сидѣлъ и глагола ученикомъ сво-
имъ: "Другъ нашъ Лазарь успе; идемъ и возбудимъ его!" - и от
того камени на востокъ до рѣки Иордана, гдѣ Христосъ крестился,
л. 58. день ходу. И тако мы изъ Вифании опять // на Елеонскую гору
и пришедъ, къ тому каменю, гдѣ Христосъ вознесся на небеса,
поклонихомся тому камени и цѣловахомъ.