XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
342
Тексты
стоитъ, равна съ землею, Святыхъ богоотецъ Иоакима и Анны.
От градскихъ воротъ до села Гепсимании якобы изъ лука стрѣли-
ти. Село Гепсимания стоитъ по конецъ юдоли Плачевной, а
церковь тоя - лѣствица внутрь сорокъ шесть ступеней; а лѣствица ут-
вержена что въ погребъ походной; а церковь каменная; а на полу
(л. 54 об.) лѣст//вицы стоитъ гробъ Иоакима и Анны. А когда сойдешъ съ
лѣствицы внутрь церкви а направо поворотишъ къ востоку, тутъ
стоитъ предѣлецъ невеликъ, каменной, а въ немъ гробъ Пресвя-
тыя Богородицы изсѣченъ от мрамору бѣлаго. А надъ гробомъ
висятъ сорокъ семъ кандилъ скляничныхъ съ масломъ древянным
от разныхъ вѣръ: от греческой, латинской. А зажигаютъ кандила,
когда бываетъ служба. А служба бываетъ по воскресеньямъ,
потому что стала внѣ града. А иногда такъ недѣли три не бываетъ,
тогда турки воротъ Гепсиманскихъ не отопрутъ. А приходятъ къ
службѣ греки да латыня; а латыня служатъ на самомъ гробѣ Бо-
городицыномъ, а греки позади гроба Богородицынаа1. Въ
предѣлъ ко гробу Богородицыну входятъ человѣкъ по пяти, по
шти, а болѣ нелзя, и покланяются, и гробъ цѣлуютъ. А гробъ
Пресвятыя Богородицы подлинняя гроба Господня полъпядию, да
уже Господня. А от того гроба Пресвятыя Богородицы пять са-
женъ въверхъ церкви - окно кругло. А сказоваютъ про то окно
греки, что де тѣмъ окномъ взято тѣло Пресвятыя Богородицы
изъ гроба, а гдѣ - Богъ вѣсть. А ту пещеру турки запираютъ, и
мыто емлютъ да и пущаютъ, а съ старцовъ не берутъ. И вышедъ
вонъ изъ церкви Пресвятыя Богородицы.
л. 57. А когда выдешъ изъ церкви изъ Гепсимаской, и на левой странѣ
тутъ пещера невелика каменная. Тутъ Иуда Христа продалъ пре-
беззаконнымъ иудеомъ на пропятие. И тутъ мы ходихомъ, и въ пе-
щерѣ мѣсто цѣловахомъ. И оттолѣ поидохомъ налѣво, на Елеон-
скую гору прямо. От тоя пещеры на полдни, якобы вержениемъ ка-
мени, стоитъ древо масличное. Подъ тѣмъ древомъ Христосъ
постился и ко Отцу молился: "Отче, аще возможно, да идетъ чаша сия
мимо мене, аще не - буди воля твоя". А то древо и до сего дни
зелено, и на благословение его берутъ от иныхъ странъ. Да тутъ же есть
камень зѣло великъ, и плосокъ, и высокъ, якобы въ груди че-
ловѣку. На томъ камени ученицы его спаша, когда Христосъ
молился. И пришолъ къ ним, они же сномъ отягчены, тогда Христосъ
имъ рече: "Спите прочее и почивайте, бдите и молитеся, да не вни-
дете въ напасть. Духъ бодръ, плоть немощна есть. Понеже обгыца-
стеся2 со мною умрети, а нынѣ не можете единаго часа побдѣти со
мною; вы же спите, а Иуда спѣшитъ продати мя иудеомъ" - и потъ
лияшеся, яко капле крове. И тотъ камень цѣловахомъ.