XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
341
грѣшнии, сподобились всѣмъ тѣмъ мѣстомъ поклонитися. Да въ
л. 56 об. томъ же дому стоитъ древо дафиново, на немъ же // видѣла святая
Анна гнѣздо птичие и молитву творящи. И то древо стоитъ
зелено и до сего дни, и съ плодомъ, и мы плодъ видѣли.
А противу того дому Иоакима и Анны подле градской стѣны
ровъ великъ, въ него же вверженъ бысть Иеремиа Пророкъ ко
лвомъ. А тотъ ровъ подъ градскою стѣною. Α нынѣ онъ неглу-
бокъ, заволокло тиною; а глубиною подобно какъ у насъ на
Москвѣ у Спаскихъ воротъ у Кремля или поглубя. А въ немъ рас-
тутъ древа масличныя, и овощи турки садятъ.
Да на той же странѣ къ градской стенѣ бывалъ домъ Каиа-
финъ, а нынѣ весь засыпанъ землею. А та земля ношена съ горы
Голгофы, гдѣ Крестъ Христов обрѣтенъ. Тотъ Каиафа, когда
вѣлѣлъ Крестъ Христовъ схаранить и засыпать его землею подъ
горою Голъгофою, а со всего града заповѣдалъ всякой соръ и
гной на ту гору носитъ, гдѣ Христовъ Крестъ засыпаша землею.
Помыслиша себѣ иудеи, ако будетъ Христову Кресту взыскание.
А съ Крестомъ Христовымъ и два разбойнича быша сохранены.
А когда бысть взыскание Христову Кресту, тогда царица Елена
повелѣ землю носить на Каиафинъ домъ - и нынѣ то мѣсто высоко
насыпано.
А от дому Иоакима и Анны мало пошедъ, тутъ градския
врата, что къ селу Гепсимании. А когда войдешъ въ башню извнутрь
града, во вратѣхъ въ стѣнѣ камень великъ, какъ бы до нево въ
груди человѣку, а въ камени вообразилася стопа человѣческая
глубока, что в воскъ, какъ пята, какъ всѣ пять перстовъ и вся
подошва - все знатно. А сказоваютъ про ту ногу, что аггелово
воображение. Когда-де иудеи ведоша Христа на пропятие, тогда-де
врата жидове заперли и народу не пустили смотрѣть. Тогда-де аггелъ
Господень тѣ врата отворилъ плечемъ въ ворота, а ногою въ
камень вперъ - такъ въ камени нога и вообразилась. И тако
отворилъ врата, и изыде народъ весь на позоръ Христовъ. Α тѣ врата
недалече от Святая Святыхъ, якобы изъ лука вержениемъ. Мы,
грѣшнии, ту стопу цѣловахомъ.
л. 57. А какъ выдишъ изъ Гепсиманскихъ воротъ и сшедъ полъ//го-
ры, тутъ лежитъ камень, а на немъ же убитъ архидиаконъ Сте-
фанъ. И на томъ камени кровь его знать и до сего дни - тотъ
камень красенъ. Мы же, грѣшнии, тотъ камень цѣловахомъ и на
благословение брахомъ того каменя.
(л. 54.) И от того камени поидохомъ въ юдоль Асафатову. Въ самой
юдоли стоитъ село Гепсимания святыхъ богоотецъ Иоакима и
Анны, иже нарицается Богородицынъ домъ. И въ томъ селѣ церковь