XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
340
Тексты
Кедрской; на правой руки, какъ выдишъ на потокъ, и тутъ стоитъ
домъ богатова: на самомъ потокѣ ворота, подъѣздъ под тот
дворъ, сквозѣ ево улица. А какъ пойдешъ въверхъ по потоку и на
поворотѣ на правой, въ улицу какъ поворотишъ, тутъ на углѣ ле-
житъ камень, на выходѣ потока Кедрскаго, широкъ, въ аршинъ
длины, а поперечины въ три четверти. На томъ-де камени Хри-
стосъ упалъ со Крестомъ, когда ево вѣли воини на пропятие. И
тогда жидове задѣли понести Крестъ Христовъ Симону Каранѣю,
съ села грядущю, отцу Александрову и Руфову. И несъ Симонъ
Крестъ Христовъ до горы Голгофы. И тотъ мы камень цѣловали
часто, какъ была не пойдем въ Егепсиманию, на дорогѣ лежитъ.
л. 56. И от того ка//мени пойдешъ на гору якобы вержения изъ лука,
стоитъ Преторъ, гдѣ Христа судилъ Пилатъ, и по ланитамъ Его,
свѣта, билъ Пилатъ, и воини ругашеся Ему. И тотъ Преторъ цѣлъ
и доднесь, не покрыть, и инде камение стали вывалеватся, перехо-
домъ здѣланъ чрезъ улицу. А коею староною по улицы Христосъ
веденъ, и та дорога вымащена каменемъ высока. И по тому пути
от христианъ не ходятъ, толко турки ходятъ да арапы, а
христиане почитаютъ. А каменя того, гдѣ Христосъ упалъ, турки не да-
ютъ ламать на благословение отнюдъ.
А от того Претора немало пошедъ, стоитъ купѣль Овчая, въ
ней же аггелъ Господень по вся годы возмущаше воду. А при той
купѣли был и притворъ Соломоновъ - весь разбитъ до основания,
толко одна купѣль Овчая во дворѣ худѣ. А тутъ живетъ турокъ,
беретъ съ человѣка по копѣйки, а съ старцовъ не беретъ. А
купѣль глубока, здѣлана колодеземъ круглымъ; а жерело въ
купѣли уско, толко кошель проходитъ; а вервь у кошеля мы сами
навезали, саженей будетъ десяти. Мы же, грѣшнии, исъ той
купѣли пили воду, зѣло вода хороша. Въ той купѣли въ притворѣ
Христосъ разслабленнаго исцѣли и хананею помилова. А та
купѣль зѣло у турокъ въ презорѣ: пустой дворъ, а городьба зѣло
около ево худа. А та купѣль противу рва, гдѣ Иеремиа Пророкъ
въверженъ бысть; а ровъ Иеремиевъ на другой странѣ улицы.
А от той купѣли мало пошедъ, якобы въвержение камени,
домъ Иоакима и Анны на той же странѣ. Дому въ том церковь
сотворена во имя ихъ, да въ томъ же дому пещера, гдѣ родися
Пресвятая Богородица. Исъ той пещеры два окна въверхъ; а сказова-
ютъ, что однимъ окномъ вниде аггелъ Господень ко Аннѣ бла-
говѣсти зачатие о рождествѣ, а другимъ изыде; до тово, сказова-
ютъ, тѣхъ оконъ не было въ той пещерѣ. А живут въ немъ турки,
а христиане приходятъ помолится; и погани турки берутъ мыто,
а съ колугеровъ не бѣрут, потомъ и въ церковь пустятъ. И мы,