XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
339
аггела Господня. И егда прииде Господь нашъ Иисусъ Христосъ
во святый градъ Иерусалимъ, и рече на сонъмищи ко иудеомъ:
"Разорить церковь сию, и треми деньми воздвигну ю". Иудеи же
не разумѣша, что имъ Господь рече, не дая бо имъ свыше ра-
зумѣти. И рѣша къ себѣ иудеи: "Создана бысть церковь сия
сорокъ пятию лѣтъ" - и гнѣвашеся на Христа жидове. Въ той же
церкви обрѣташеся Господь нашъ Иисусъ Христосъ. Въ той же
приятъ Симеонъ Христа на руки и глаголаше: "Нынѣ отпущаеши
раба своего, Владыко" и прочая. Въ ту церковь въведена бысть
Пресвятая Богородица трехъ лѣтъ, въ той церкви питана бысть от
аггела хлѣбомъ небеснымъ до двоюнадесяти лѣту.
А на восточной странѣ къ горѣ Елеонской стоятъ врата
желѣзная старова города Иерусалима, а тѣ врата не отворяются и
доднесь. Въ та врата Христосъ въѣхалъ на осляти от Вифании, от
горы Елеонския. Дѣти же еврейския рѣзаху от древесъ вѣтви и
постилаху по пути ризы своя, от тѣхъ вратъ пояху до церкви бла-
гоговѣйнѣ: "Грядый во имя Господне! Осанна въ вышнихъ, царь
Иисраилевъ!" Изъ той же церкви изгна Господь нашъ торжни-
ковъ, продающия овцы и голуби, и деки пѣнежникомъ опроверже,
и пѣнязи разсыпа. И рече имъ: "Не творите дому Отца моего дому
купленаго. Домъ бо молитвы - домъ Отца моего".
л. 55 об. Да тутъ же, подлѣ той же церкви, // стоитъ малая церковь,
муравлена, невелика. А въ ней, сказоваютъ, Мѣрило праведное
сотворено мудрымъ Соломономъ: въ скалу висятъ двѣ чаши вели-
кия желѣзныя на желѣзныхъ цѣпѣхъ, хотки безъмѣрны, зѣло
мало что положишъ, они и пойдутъ - а посмотрѣть не пустятъ
турки. Да сказоваютъ, тутъ же предъ церковию лежитъ камень ши-
рокъ и плоскъ, дикой. Когда Христосъ предъ церковь приѣхалъ
на осляти и сталъ на томъ камени, и позна камень своего
создателя, растворися, что воскъ, и стопы жрепцовы воображися въ
камень; и тѣ-де стопы знать и до сего дни на камени. А церковь
Святая Святыхъ, создание Соломоново, разорена вся до основания
Титомъ, царемъ Римскимъ, толко осталось одно Мѣрило
праведное, ничимъ же не вреждено. Α нынѣ на томъ мѣстѣ стоят двѣ
мечети турецкия изрядныя. А турки, сабаки, отнюдъ не пустятъ по-
смотрѣть, убиваютъ того или потурчатъ. И намъ греки о томъ
зѣло внушали, чтобъ не ходили. И водили насъ по Иерусалиму да
указавали, чтобъ не ошиблись, въ тѣ бъ ворота не ходить. А они,
сабаки, вороваты: туда пустятъ, а оттуда не пустятъ.
А когда пойдешь от Великия церкве къ Гепсиманскимъ воро-
тамъ, и тою улицою ити дурно сильно и скаредно: тутъ по той
улицы турки дѣлаютъ сафяны. И пошедъ немало, тутъ потокъ