XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
338
Тексты
ОПИСАНИЕ СВЯТАГО ГРАДА ИЕРУСАЛИМА
Градъ Иерусалимъ стоитъ на востокъ, какъ приидешъ от Ца-
ряграда, от Лиды, а въ немъ 4 ворота: 1 - на востокъ, на Елеон-
скую гору и къ селу Гепсимании; 2 - на полдень, на Синайскую
гору; 3 - от Лиды, въ который приходятъ от Царяграда; 4 - от Ша-
мы, сирѣчь от Дамаска. Градъ Иерусалимъ на четыре стѣны:
1 - стѣна на востокъ, къ Елеонской горѣ; 2 - на полъдень, къ
юдоли Плачевнѣй, и къ Сионской горѣ, и къ селу Скуделничю; 3 - на
полунощь, къ Дамаску; 4 - на западъ, къ Лидѣ. Градъ Иерусалимъ
каменной, стѣны высоки, крѣпокъ сильно, камень-дичь великой;
а кругъ его будетъ версты три мѣрныхъ. А стараго града стѣны
всѣ до основания разбиты; а старой градъ Иерусалимъ, сказава-
ютъ, кругъ его было шесть верстъ. Градъ Иерусалимъ людми не
жилъ: много пустыхъ мѣстъ, и полатъ пустыхъ много, а иныя
развалились многая полаты; а за городомъ нѣтъ жилыхъ мѣстъ,
кромѣ дому Иоанна Богослова. //
л. 54 об. Внутрь града Иерусалима въ полуденномъ углѣ стоитъ
церковь Святая Святыхъ, а владѣютъ ею турки и мечты творят по
своему беззаконию. А будетъ кто хощетъ той церкви посмотрѣть
от христианъ, и тово потурчатъ; а потурчится не похощетъ, такъ
ево повѣсятъ. Да въ томъ же углѣ врата, въ которыя Христосъ
въѣзжалъ на осляти. Во градѣ Иерусалимѣ стоитъ великая
церковь Воскресения Христова. А от десныя страны Великия церкве,
когда изъ церкви выдишъ, стоитъ колокольница каменная, вельми
чюдна, на четырехъ углѣхъ безъ верху - турки збили, и высока
была. Подъ тою колоколнею стоитъ церковь Воскресения
Христова. Тутъ лежитъ камень, на которомъ Христос сидѣлъ и явися
Марии Магдалины. А дворъ патриаршей придѣланъ къ Великой
церкви и тѣмъ церквамъ - Иакова, брата Господня, и къ великой
л. 55. колоколни//цы. А что трапеза была патриарша, и турки отняли да
въ мечетъ претворили. В Великомъ монастырѣ двѣ церкви, въ
которой служатъ греки: первая - царя Константина и матере его
Елены, а вторая - Святыя мученицы Феклы. А по левую сторану
великаго притвора церковь придѣлана къ Великой церкви близъ
Лобнаго мѣста, гдѣ аггелъ Господень показа мѣсто Аврааму
вознести на жертву Богу и заклати сына своего Исаака.
А въ полуденномъ углѣ стоитъ церковь, чюдна и высока
вельми, по-еврейски зовется Ероя, а по-руски - Святая Святыхъ. Егда
созда святый градъ повѣлениемъ Салима, царя Иудейскаго, и со-
вокупиша имя церковное царскимъ именемъ, приложиша имя
граду тому Иерусалимъ. Соломонъ же ту церковь созда повѣлѣниемъ