XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
337
вары, мыло доброе; а торгу толко на одинъ насъ, а турки со
своими товары болѣя не стоятъ.
Да тутъ же, вышедъ изъ Великой церкви, на лѣвой странѣ,
придѣлано мѣсто къ стѣнѣ Великия церкви царицы Елены, гдѣ
она жидовъ судила; а то мѣсто высоко; а нынѣ тутъ престолъ
латинской, служатъ французы. А то мѣсто прежде сего, сказы-
ваютъ, было позлащено, а нынѣ позолота не знать, слиняла,
нѣтъ ничево. А подле того мѣста царицана церковь предѣлана
къ той же Великой церкви къ стенѣ, та церковь, гдѣ плакала
Мариа Египецкая предъ образомъ Пресвятыя Богородицы.
А къ патриаршему двору придѣлана церковь Иакова, брата
Божия, а подъ колоколнею - церковь Сорокъ мучениковъ, иже
въ Савастии.
И потомъ поидохомъ въ свою келию и почихомъ до утрия. По-
томъ позвали насъ въ монастырь Святыя великомученицы
Екатерины на ея праздникъ. Тутъ послѣ литургии позвали насъ за
трапезу хлѣба ѣсть; и, ѣдши хлѣба, тутъ давали за трапезу по
червонному, по талерю, по полуталерю. Потомъ стали звать во обитель
Саввы Освященнаго, тамъ былъ митрополитъ Иорданской. И
греки ходили, а мы уже не ходили для араповъ, за нужнымъ прохо-
домъ, а ходили на его память. Потомъ пришелъ митрополитъ от
Саввы Освященнаго. Потом позвали всѣхъ богомолцовъ въ Ни-
колской монастырь. А литургию служитъ иорданской
митрополитъ, арапъ; а казанья казалъ по-арапски, зѣло арапской языкъ
грубъ. И тутъ богомолцомъ давали по финжалу горелки, да
закуска была изюмъ сухой, а трапезы не было; а брали по тому же, что
въ Екотериновскомъ монастырѣ.
Α всѣхъ монастырей во Иерусалимѣ внутрь града: первой -
монастырь Великой; 2 - Введения Пресвятыя Богородицы; 3 -
Иоанна Предтечи; 4 - Архистратига Михаила; 5 - Великомученика
Георгиа; 6 - Феодора Стратилата; 7 - Екатерины, Христовы муче-
л. 54. ницы; 8 - Анны, матери Пресвятыя // Богородицы; 9 - Святаго Ев-
фимиа Великаго; 10 - Святаго великомученика Димитриа; 11 -
Преподобнаго Харитона Исповѣдника; 12 - Воскресения
Христова. Α всѣ ети монастыри внутрь града: девять мужескихъ да три
женских, да два монастыря: одинъ францужской, а второй
армянской - Иакова, брата Божия. Α всѣми тѣми дванадесятми
монастырями владѣютъ греки. Α гдѣ монастырь Иакова, брата
Господня, и тотъ монастырь зѣло узоричистъ, въ томъ монастыри
глава Иакова, брата Господня; а та глава подъ спудомъ; а то мѣсто
обложено сребромъ и позлащено.