XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
336
Тексты
дѣло турку до христианъ, то прежде присылаютъ къ греческому
намѣстнику. А то уже армяня, французы, кофти къ греческому
намѣстнику сходятся. Чѣмъ пашу подарить, такъ какъ греческой
намѣстникъ придумаетъ, такъ и будетъ. И турокъ ево слушаетъ,
а тѣхъ на совѣтъ не зоветъ. Такъ потому турку, хошъ босурманы,
однако знают, что ихъ вѣра лучши.
А что говорятъ, что де нынѣ огнь съ небеси не сходитъ, такъ
л. 53. всякъ разсуди правовѣ//рной: естьли бы такъ было, то бы уже
Великая церковь часу не могла стоять; а то турокъ боится, что
знамение бываетъ, такъ за то уступаетъ. Тово ради турокъ по вся
годы назираетъ и огнь въ Великой церкви от Великаго
четвертка погасаетъ. А тово и смотритъ, чтобъ которова году не сшолъ
огнь съ небеси, такъ бы онъ тово часу Великую церковь разо-
рилъ. А за что себѣ турокъ по вся годы такия труды даетъ и му-
чится? Погаситъ огнь въ Великой церкви по всѣмъ кандиломъ и
въ домѣхъ во всѣхъ христианъ-та смотритъ, карпитъ до Великия
субботы, все назираетъ: таки ль правда христианская, не лгутъ
ли они?
Α нынѣ тако бываетъ сошествие огню. Въ день Великия
субботы греческой митрополитъ со христианы, взявъ святыя иконы,
часу въ девятомъ дни поидутъ кругъ Гроба Господня. И когда
обыдутъ около предѣла трижды, тогда турчинъ опечатаетъ
предѣлъ Гроба Господня и посмотритъ на кандило греческое.
Будетъ есть огнь, такъ онъ скажетъ митрополиту, а какъ нѣтъ,
такъ скажетъ "нѣтъ". И тако греки великимъ воплемъ кричатъ
"Кирие елейсонъ!" на многъ часъ, а турчинъ поноровя да еще
посмотритъ. И когда увидитъ турчинъ огнь, такъ и скажетъ
митрополиту. Тогда митрополитъ возметъ свѣчь великия пуки во обѣ
руки, да и пойдетъ въ предѣлъ Гроба Господня; да и зажжетъ оба
пуки свѣчь, да вынесетъ христианомъ, а христиане от ево руки
станутъ разбирать. Потомъ за христианы армяны поидутъ въ
предѣлъ Гроба Господня да возмутъ огнь от греческаго кандила.
Потомъ станутъ кандила по всей Великой церкви зажигаетъ,
такъта пѣние бываетъ. А кто намъ не хощетъ вѣры яти, то всяк
собою отвѣдай: немного живота, два года проходить, да двѣстѣ
рублевъ на путь, да и полно тово - такъ самъ будетъ самовидецъ
всякому дѣлу.
А предъ враты Великия церкви площедь зѣло велика, выслана
каменемъ. И тутъ по вся утра выходятъ съ товары, разбираются.
Товары всякия бываютъ для того, что богомолцы по вся утра при-
л. 53 об. ходятъ въ Великой церкви на поклонение и у // Великой церкви
врата церковная цѣлуютъ. А продаютъ чотки, свѣчи и всякия то-