XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
335
въ столпъ каменной. И разсѣдеся столпъ, и выде огнь изъ церкви
предъ всѣмъ народомъ. А столпъ треснулъ, что громъ великимъ
шумомъ загрѣмѣлъ. Тогда весь народъ изъ церкви выбѣгоша на
тотъ позоръ, смотрить таковаго чюда, гдѣ огнь поидетъ, и смот-
риша. И огнь пошелъ по помосту, что внѣ церкви слано камени-
емъ, и дошедъ до того мѣста, гдѣ митрополитъ стоитъ со
Христианы и на коем мѣстѣ стоитъ кандило съ масломъ древяннымъ
безъ огня, толко фитиль плаваетъ. И пришедъ огнь къ столпу, и
опалилъ весь столпъ, потомъ загорѣся кандило.
И когда турчинъ увидѣлъ такое чюдо, а въ тѣ поры турчинъ
сидѣлъ у Великой церкви у великихъ вратъ, кой дань збираетъ
на турка, - и увидѣлъ турчинъ такое чюдо, закричалъ великимъ
гласомъ: ''Велик Богъ христиански! Хощю быть христианинъ!"
Тогда турки, ухватя, стали его мучить. И по многомъ мучении,
видѣ его непокаряющася, потомъ склаша великой огнь противу
л. 52 об. тово столпа, гдѣ кандило съ масломъ загорѣлася, и тут // ево спа-
лиша. А когда онъ во огни стоялъ на коемъ камени, и на томъ ка-
мени стопы его всѣ вообразишася, яко въ воскъ. И тотъ камень и
доднесь въ томъ мѣстѣ лежитъ. И столпы оба стоятъ на
показание: тотъ, что у вратъ, съ разсѣдиною; а тотъ, что у царицына
мѣста, черенъ весь, дымомъ опаленъ, и не сотрется копать та.
Такое чюдо было!"
И от тоя поры уже огнь въявѣ не сходитъ на Гробъ Господенъ,
но токмо кандило греческое загорается, а иныхъ вѣръ еретиче-
скихъ кандило не загорается. Таковое чюдо Богъ показалъ на бо-
сурманы и надъ еретиками! А тоя поры уже турки въ день Вели-
кия субботы никакихъ вѣръ у Гроба Господня не даютъ служить,
кромѣ грековъ. Французы хошъ власть имѣютъ у Гроба
Господня, во весь годъ литургисаютъ на Гробѣ Господни - имъ турокъ
попустилъ, а въ день Великия субботы французы очистятъ
предѣлъ Гроба и не служатъ, выдутъ вонъ, грекомъ отдадутъ.
И обносится та молва въ христианскихъ церквахъ, паче же въ
нашемъ, что бутто огнь съ небеси нынѣ не сходитъ. И то неправо
говорятъ: аще бы огнь не сходилъ, то бы почто грекомъ отдавать?
А они люди убогия, а еретическия вѣры армяня, французы богаты
зѣло. Они бы за такую добрую славу вельми б турку много дали
козны, кабы турокъ пропустилъ такую славу, что по ихъ вѣрѣ
огнь сходитъ, да нелзя. Одинова турки попытались такъ здѣлать,
да не далось, такъ и предъ ихъ не обманутъ французы или армяне,
боятся турки. И за то они, за неправую свою вѣру, турку дань пла-
тятъ передъ греками въдвоя. А таки греки въ Великой церкви
всѣхъ вѣръ еретическихъ честняя у турокъ для тово, что какое