XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
334
Тексты
ловшина бы была, а то иныхъ вѣръ не близко припускаютъ.
Да такъ-то турокъ всякой вѣры разрядъ чинитъ, когда свой празд-
никъ кои не празднуютъ. Мы же зѣло подивихомся. И тако митро-
политъ всѣмъ соборомъ съ христианы обшедъ кругомъ предѣла
Гроба со кресты да и пошолъ въ предѣлъ Гроба Господня. И по-
клонися Гробу Господню, вышелъ вонъ; потомъ греки и мы съ
ними же; потомъ разныхъ вѣръ еретическихъ. Потомъ поидоша въ
церковь Воскресения Христова и отпустиша литургию. Потомъ
пришли турки и отперли Великую церковь, и поидохомъ вонъ изъ
Великия церкви всѣ греки и всѣхъ вѣръ еретическихъ. Потомъ
турокъ заперъ Великую церковь и запечаталъ.
А у Великой церкви двои врата: одни замуравлены, а во вто-
рыя отворяются, и тѣ запечатлѣны от турокъ, которыя на турка
дань збираютъ. А у тѣхъ вратъ по обѣ стороны стоят 11 столповъ:
8 мраморныхъ да три аспидныхъ. И, какъ вышедъ изъ церкви - на
правой рукѣ, въ церковь идучи - на лѣвой странѣ, другой столпъ
а от вратъ церковныхъ. И на томъ столпѣ язва великая разсѣлась,
болыпи аршина вышины, подобно тому какъ громъ дерево обде-
ретъ. А сказоваютъ, что изъ того столпа въ Великую субботу
вышелъ огнь изъ церкви тѣмъ столпомъ, такъ онъ отъ тово
разсѣлся.
Мы же про тотъ столбъ у грекъ спрашивали, такъ они намъ
сказали: "Надъ тѣмъ-де столпомъ бысть знамение великое, 24 ро-
л. 52. ки тому // уже-де прошло. Пришедъ-де армяне къ паши да и гово-
рятъ такъ, что: "Греческая-де вѣра неправая, огнь-де сходитъ не
по ихъ вѣрѣ, но по нашей. Возми-де у насъ сто червонныхъ, да
чтобъ де намъ службу пѣть въ Великую субботу. А грекъ-де
вышли вонъ изъ церкви, чтобъ де они тутъ не были, а то скажутъ:
"По нашей-де вѣрѣ огнь съ небеси сходитъ"." И турчинъ облако-
мился на гроши, и оболстился на болшую дачю, да грек выслалъ
вонъ изъ церкви. Потомъ турчинъ отперъ церковь и пустилъ
армянъ въ день Великия субботы. А митрополитъ гречески со
христианы стоялъ у столпа, у мѣста а царицана Елены, гдѣ она
жидовъ судила, а то мѣсто внѣ церкви Великия. И митрополитъ
стоялъ у тово столпа, и плакалъ, и Богу молился. А армяне въ
Великой церкви въ тѣ поры по своей проклятой вѣрѣ кудосили, и со
кресты около предѣла Гроба Господня ходили, и кричали: "Кирие
елесонъ!" - и ничто же бысть.
И будетъ какъ часъ адинацатай, и сниде огнь съ небеси на
предѣлъ Гроба Господня, и поигра, яко солнце къ водѣ блистаяся,
поиде ко вратомъ Великия церкви, а не въ предѣлъ Гроба
Господня. И тамо не во врата поиде, но въ цѣлое мѣсто сквозѣ стѣну и