XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
333
сирѣчь Краниево. И та разсѣдина знать и до сего дни. Α гдѣ глава
Адамова лежала, и то мѣсто решеткою здѣлано, чтобъ не ломали
то мѣсто камения. Α мѣсто невелико, и глава Адамова, по тому
мѣсту знать, невелика была, какъ бы нынѣшнихъ людей. И на
горѣ Голгофѣ престолъ греческой да два францужскихъ. А за
францужскимъ престоломъ на той же горѣ, от Лобнаго мѣста къ
полудни итти десять ступней ножныхъ, и тутъ то мѣсто, идѣже
Авраам на жертву принесе сына своего Исаака.
А церковь великая Воскресения Христова греческия вѣры, гдѣ
служивалъ патриархъ греческой. Α нынѣ патриарха нѣтъ во
Иерусалимѣ, но живетъ въ Едринополѣ при самомъ салтанѣ. А во
Иерусалимѣ на ево мѣстѣ намѣстникъ да 4 митрополита по
переменам живутъ: 1. Кесарийской, 2. Лидской, 3. Птоломаидской и
Назареидской, 4. Иорданской. И тѣ митрополиты живут во Иеру-
салимѣ, а служатъ по переменамъ, въ епархиахъ своихъ не
живутъ от насилия турковъ и араповъ. А Великая церковь, основания
царя Константина и матере его Елены, ограждена кругомъ, на
четыре части всѣ стѣны. А церковь великую Воскресения Христова
держитъ греческой намѣстникъ зъ греки, а Гробъ Господень -
французы-латыня. А по обѣ страны Великия церкве службы ере-
тическия; а сказываются христиане, а вѣра ихъ проклятая
еретическая. И тутъ нощь всю ходихомъ по Великой церкви, и смотри-
хомъ, и святымъ мѣстомъ кланяхомся, и лобзахомъ, и дивихомся
зданию церковному и красотѣ той церкви, како вся страсти
Христовы внутрь тоя Великия церкви ограждены.
У грекъ всенощныхъ не бываетъ, только на вечерни на литѣи
пять ставятъ хлѣбовъ: великия хлѣбы, да тонки. А верхней хлѣб
поставятъ три свѣчи: не воткнетъ въ хлѣбъ, а поставитъ свѣчи
въ хлѣбъ. Отпѣвъ вечерню, разломавъ хлѣбъ да и раздаютъ.
л. 51 об. И послѣ утрени стали пѣть литургию. И после // литургии попъ
греческия и митрополитъ облекся во вся священныя одежды во
олтарѣ, и взяша хоругви, и взяша часть древа животворящаго, и
иконы, и мощи святыхъ въ ковчегахъ, - а ковчеговъ будетъ до
дватцети и болъши, а ковчеги серебряныя и иныя хрустальныя, -
и тако поидоша во вся врата изъ олтаря, и приидоша къ предѣлу
Гроба Господня. А за митрополитомъ - попы и старцы, потомъ
греки, христиане. А передъ митрополитомъ турокъ зъ ботошкомъ
очищаетъ дорогу, не даетъ мататся лишнимъ, иныхъ вѣръ ерети-
ческихъ. Зѣло управно, подобно что у насъ на Москвѣ ходы хо-
дятъ, такъ служивыя напереди идутъ да дорогу очищаютъ. Такъ-
та и туракъ тѣмъ же подобиемъ и всякое безчиние унимаетъ.
А естьли бы не такъ, то бы садомъ былъ въ церкви великой, уго-