XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
332
Тексты
ресения Христова, тутъ есть врата великия и лѣствица въ пещеру
ископана глубока, итти въ нее по ступенемъ каменнымъ. И какъ
снидешъ долу, тутъ стоитъ церковь каменная царя Константина и
матери его Елены. И тамъ горятъ три кандила съ масломъ, а по-
средѣ тоя церкви въ пещеру ископана лѣстница, въ землю 7
ступней. И тамо царица Елена обрѣла Крестъ Христовъ и два разбой-
нича. А стоитъ на томъ мѣстѣ седмъ кандилъ христианскихъ,
одно латинское.
А одесную страну Воскресения Христова тутъ есть лествица -
итти на гору высоко, на Голгофу, каменная лѣствица, 13 ступеней.
А святая гора, гора Голгофа, каменная, высока, на ней же распятъ
бысть Господь нашъ Исусъ Христосъ от иудей. А на Голгофѣ,
гдѣ водруженъ бысть Крестъ Христовъ, и тутъ пробита гора пяди.
Мы же, грѣшнии, то мѣсто цѣловали, обложено сребромъ и
позлащено; а изъ того мѣста благовоние исходитъ зѣло запаши-
сто; а то мѣсто выбито кругло. А за тѣмъ мѣстомъ поставленъ
крестъ-распятие, а написано распятие по-латински, и подножия
нѣт, а нозѣ прибиты однимъ гвоздемъ. Α гдѣ укануша кровь
Господня, и то мѣсто до полупяди широко, а глубины никто же вѣсть.
А церковь та на горѣ Голгофѣ вся выкладена каменемъ мрамор-
нымъ пестрымъ, зѣло узоричиста. А ходятъ въ нее разувши, въ
однихъ чюлкахъ. А у того мѣста сидитъ старецъ со свѣчами
неотходно. А служатъ на томъ мѣстѣ греки. А от Лобнаго мѣста
въправо, якобы сажени двѣ, лежитъ камень круглой, въдѣланъ въ
помостъ; и на томъ камени снятие было Господня тѣла съ креста;
а тутъ служатъ французы.
А зшедъ съ лѣствицы, налево подъ горою святыя Голгофы
стоитъ церковь каменная. А въ ней на входѣ по обѣ стороны сто-
ятъ два гроба царския; а какия были цари, никто не знает. И мы
спрашивали у грекъ, и они не знаютъ: иной скажетъ греческихъ
царей, иной скажетъ латинских - а подъпись на нихъ латинская.
Α тѣ гробы здѣланы зѣло хитро; мнится, не гробы - какое-то чю-
до; а не вѣмъ что, Богъ вѣсть. А не цѣлуютъ ихъ, толко спинами
трутся объ нихъ; а не вѣмъ, чего ради.
л. 51. А за тѣ // гробы пошедъ мало, въ той же церкви на правой
руки гроб царя Мельхиседека. Да въ той же церкви, от тово гроба
Мелхиседекова три ступни, видитъ щѣль въ гору: разсѣлась гора
Голгофа. Егда пришедъ от воинъ и видѣ Христа уже умерша, и ко-
пиемъ ему ребро прободе. И изыде кровь и вода, и кануша кровь
на Голъгофу - и ту разсѣдеся гора каменная от крови Господни.
И истече кровь на главу Адамову: бѣ бо глава Адамова въ той
горѣ, гдѣ распяша Господа иудеи, ибо то мѣсто зовется Лобное,