XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
330
Тексты
кая церковь была подъписана мусиею, зѣло была узорична, а
нынѣ вся полиняла а не въ призорѣ, а сие турки починить не
дадутъ. А Великой церкви длина - сто сорокъ ступеней, а попе-
рекъ - сто ступеней. Да тутъ же мы стояхомъ и смотрихомъ на
верхъ церкви. Видѣхом: на стѣнахъ церковныхъ кресты
изображены въ камени, великия кресты, на западной и полунощной, на
полуденной. А подобиемъ таковы: въ срединѣ троечастной, что у
л. 49 об. нас на Успенскомъ соборѣ, а по сторонамъ четвероконечныя; //
а подъпись на троечастномъ, на четвероконечномъ: "Исусъ Хри-
стосъ Ника". Α дѣлала тѣ кресты царица Елена съ подлиннаго
Креста Христова. А троечастной Крестъ Христовъ съ возглави-
емъ, а подобие таково, якоже сии образцы свидѣтелствуютъ.
А верхъ надъ Гробомъ Господнимъ аки теремокъ, что яблоко
кругло. А на Гробѣ Господни служатъ французы-папежцы.
А входъ ко Гробу Господню никому не возбраненъ, всѣхъ вѣръ
ходятъ. А за предѣломъ Гроба Господня къ стѣнѣ придѣланъ
предѣлъ: тутъ служатъ кофти, а за ними хабежи. Тутъ гробы
Иосифа и Никодима выбиты въ стѣну могилою, а гробовъ нѣтъ,
толко ямы. Мы же тѣ гробы цѣловахомъ и землю брахомъ, а
земля красна видомъ.
И тако поидохомъ къ церкви Воскресения Христова дванаде-
сять ступеней. А въ той церкви служатъ греки, митрополитъ
греческой. А патриархъ не живетъ во Иерусалимѣ, но живетъ
въ Едринополѣ. А длина той церкви - дватцать ступеней, а попе-
рекъ - десять ступеней. Посредѣ же той церкви Пупъ земли, по-
крытъ камениемъ, а руками человѣческими не дѣланъ, но
здѣланъ Божиимъ повѣлѣниемъ. А от Пупа земнаго четыре
ступени въ той же церкви есть мѣсто, ограждено каменемъ
народа ради, вышина повыше человѣка. Α посредѣ той ограды
пропость-щѣль, какъ можно человѣку пролесть. А какъ въ нея
посмотришъ, такъ темно, а глубины Богъ вѣсть. И мы про ту
пропасть спрашивали, и греки сказали: "Богъ-де знаетъ, что ето
за щѣль. Мы-де и сами не знаемъ, уже изъ памяти вышло, такъ
никто не знаетъ". А въ той церкви иконное писмо все
московское - царское подание нашихъ государей, а писмо верховных
мастеровъ.
И тако намъ ходившимъ въ церкви, и начаша греки въ доску
бить въ церкви къ вечерни. Потомъ стали вечерню пѣть, а
митрополитъ Птоломаидской сталъ на мѣстѣ. И, отпѣвъ вечерню,
позвали всѣхъ христианъ греческой вѣры на Голгофу ужинать за
трапезу; и тутъ трапеза была всѣмъ доволна: и брашномъ,
и питиемъ. Потомъ попъ Дарафей пошолъ зъ блюдомъ, а старецъ