XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
329
како мене, недостойнаго, допусти со грѣхи нашими окаянными
гробъ твой пречистый видѣти?!" И дивихомся человѣколюбию
Божию, како от многъ лѣтъ желаемое получихомъ: прежде слы-
шаниемъ и прочитаниемъ истории, нынѣ же Богъ сподобилъ
самимъ видѣти. И тако воздахомъ хвалу Богу и Пречистѣй его
Матери.
И стояхомъ тутъ, и смотрихомъ, како прихождаху тутъ ко
Гробу Господню на поклонение от разныхъ вѣръ еретическихъ. И
видѣхомъ армянъ, армянскихъ жонъ. Зѣло мнѣ, грѣшнику, во
удивление, удивили меня зѣло: какъ на Гробѣ Господни они пла-
чютъ, такъ слезъ лужи стоятъ на доскѣ гробной; а иную баба-ту
л. 49. насилу // прочь оттошшишъ от Гроба Господня. Дивное чюдо!
Хоша еретическая у нихъ вѣра, мы же подивихомся таковому
усердию.
А Гробъ Господень придѣланъ къ стѣнѣ предѣла къ
полунощной странѣ, та страна свободна; возглавие и подъножие при-
муравлена. А длина Гробу Господню - девять пядей, а
поперечины - пять пядей. А надъ Гробомъ Господнимъ сорокъ семъ кан-
дилъ съ масломъ древяннымъ, а горят день и нощь. А въ тѣ кан-
дила масла наливаютъ и надъсматреваютъ старцы гробныя
разныхъ вѣръ еретических. И всякой старецъ въ свои кандила масла
наливаетъ. А буде видитъ: въ чюжихъ кандилахъ масло догара-
етъ - такъ вдаритъ въ колоколецъ; такъ пришедъ да и нальетъ
масла. А колокольцы от земли приведены во всякую келью, кой
гдѣ живетъ. А кандила надъ Гробомъ Господнимъ разных вѣръ
еретическихъ.
А писано въ Карабѣйникомъ странникѣ, что де етотъ гробъ
здѣлала царица Елена надъ тѣм подлиннымъ Гробомъ
Господнимъ. А входъ-де къ нему подъ землею; а нынѣ греки и входъ
забыли, изъ памяти у нихъ вышло. А етотъ Гробъ Господень
здѣланъ от мрамора бѣлаго, и покрытъ декою, и мраморною, и за-
печатанъ седмию печатъми свинчатыми. Α нынѣ тѣ печати чють
знать, уже стерлися; а печати - насквозь дека верчена да такъ и за-
ливаны. А что дека на Гробѣ Господни, на верху язва поперекъ
разсѣлася, толко не насквозь, до другой страны разсѣдина не
дошла. И поклонившеся Гробу Господню, и тако изыдохомъ исъ
предѣла, и смотрихомъ по церкви сюду и сюду, и дивихомся
зданию церковному.
А у церкви надъ Гробомъ Господнимъ верхъ разбитъ, турки
разбили, а здѣлать не дадутъ. А диря-та покрыта сѣдкою мѣдною,
чтобъ птицы не летали. Α предѣлъ надъ Гробомъ Господнимъ
обитъ деками мраморными, а инде уже деки вывалились. А Вели-