XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
328
Тексты
такожде цѣловали; потомъ иныхъ вѣръ. И надъ тѣмъ каменемъ
горятъ восемь кандилъ съ масломъ древяннымъ от разныхъ вѣръ.
А сказоваютъ про тотъ камень, что подлинной былъ не
мраморной, но простой бѣлой. А тотъ-де камень французы вывезли въ
свою землю. А за тотъ-де камень турокъ на французахъ взялъ
скарбу великую червонныхъ; и на томъ-де мѣстѣ положили
въмѣсто тово сей камень мраморной, что нынѣ видимъ всѣмъ.
А кандила надъ тѣмъ каменемъ горят и день и нощь. А иныя не
такъ сказоваютъ, бутъто тотъ камень положила царица Елена, а
подлинной-де камень разобрали христиане на благословение. И о
семъ камени вѣдомости подлинной нѣт, гдѣ тотъ камень девался:
тутъ ли, гдѣ царица Елена его въ той церкви скрыла, или гдѣ онъ,
Богъ вѣсть. А что фряги его, говорятъ, украли, и сему, что будетъ,
неймется вѣры: мудро его у турокъ увесть!
л. 48 об. И от того камени поидохомъ налѣво къ западной странѣ. //
Среди Великия церкви стоитъ теремокъ-предѣлъ, а въ немъ Гроб
Господень. Α предѣлъ, аки церковь, надвое перегороженъ. И какъ
въ предѣлъ въ первой войдешъ, тутъ лежитъ камень, егоже аг-
гелъ Господень отвалилъ от двери Гроба Господня. И тотъ камень
собою невеликъ, кабы въ пудъ въ пятнатцать; а утверженъ въ по-
мостъ; а онъ сабою круголъ, что стулъ. А знать, онъ прежде сего
бывалъ великъ, да до взятия туркова брали его христиане на
благословение, а нынѣ уже не дадутъ. А камень красенъ, что
кремень. А над нимъ горятъ кандила разныхъ вѣръ съ масломъ
древяннымъ. Мы же, грѣшнии, тотъ камень цѣловахомъ.
И тако поидохомъ ко Гробу Господню въ другой предѣлецъ.
А входъ ко Гробу Господню зѣло нуженъ: двери ниски да и уски -
все нагнувши да по одному человѣку, а двоя въ рядъ не
разойдутся. А входятъ человѣкъ по пяти, по шти, а болши нелзя. Тѣ
поклонятся да выдутъ, да иныя пойдутъ. Нуженъ зѣло входъ да и
медленъ: нескоро выходятъ оттудова, для того что радостно вель-
ми. Такъ кому хочется скоро вытить? Уже насмотрится дово-
ли таковаго дару да выдитъ. Хошъ шумят, хошъ кричатъ, не гле-
дятъ на то.
И когда мы внидохомъ ко Гробу Господню, егда же мы
увидѣхомъ Гробъ Господень, тогда радости исполнися сердце
наше; и забыхомъ скорбь нашу, бывшую намъ на пути, и, падше, по-
клонихомся Гробу Господню. Тогда от такой радости не могохомъ
от слезъ удержатися, и от очию слезы испускахомъ, а Гробъ
Господень лобызахомъ, а сами рекохомъ: "Слава тебѣ, Господи!
Слава тебѣ, святый, яко сподобилъ еси насъ, грѣшных, видѣти гробъ
свой пресвятый и лобзати! Что воздамы тебѣ, Владыко святый,