XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
327
ва здѣлати Крестъ Христовъ, на немъ же распяша Господа Славы.
И тотъ-та пѣнь въ той церкви стоитъ, и доднесь цѣлъ онъ, и
сребром обложенъ, и позлащенъ.
И ходихомъ мы по церкви, и смотрихомъ здания церковнаго.
Потомъ позвали насъ за трапезу. И трапеза была пространная; и
вина много было для того, чтобъ охотно богомолцомъ денги
давать. И тутъ1 Дарафей-попъ да старецъ-арапъ бралъ денги по
вышеписанному, какъ и въ прежнихъ мѣстѣхъ, и въ книгу
записывала И тутъ, ѣдши хлѣба, начевали. И гуляли по тому
монастырю, въверху ходили по кѣльямъ. Удивителной монастырь, а пустъ
весь; толко два старца или три живутъ для ради службы и для
богомолцовъ: водятъ по святымъ мѣстамъ да денги обираютъ.
И утре рано, на первомъ часу, подънесли по финъжалу раки, и
поидохомъ во Иерусалимъ.
И приидохомъ во Иерусалимъ въ монастырь Великой.
Потомъ стали2 насъ разводить по монастырямъ и стали кѣльи разда-
л. 48. вать. Намъ же отвели кѣлью въ монастырь Иоанна Предтечи // и
дали мнѣ кѣлью. Мы же начахомъ жити и Бога благодарити.
Потомъ позвали насъ въ монастырь Святаго архаггела Михаила на
ево праздникъ ко всенощной. И тутъ въ вечерни былъ митропо-
литъ Птоломаидской, и на утрени онъ былъ, и литургию самъ слу-
жилъ, послѣ обѣдни поучение чолъ изустное. Пѣвцы у него были
нарочиты, только ниже нашихъ гораздо. Тутъ, не роспустя
богомолцовъ, подносили по финжалу раки да брали съ человѣка по
червонному, по талерю, по полуталерю, кто что смогъ, по силѣ.
Потомъ стали пускать въ церковь не всѣми дверми, но
половину отворилъ турчинъ, чтобъ иныя такъ не шли, а пропущалъ по
человѣку да по два да досматривалъ печатокъ. У ково есть печатка,
такъ и пуститъ тово, а у ково нѣтъ, тово не пуститъ.
ОПИСАНИЕ ВЕЛИКИЯ ЦЕРКВИ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
О градѣ въ полуношномъ углѣ стоитъ церковь великая
Воскресения Христова. А въ ней врата двои: на полудни одни
отворяются, а другия закладены камениемъ. И какъ митрополитъ со
Христианы и мы, грѣшнии, съ нимъ же вошли, и тутъ, немного по-
шедъ, якобы саженей пять, лежитъ камень противу вратъ церков-
ныхъ от мрамору бѣлаго, огражденъ решеткою мѣдною. И съ
того камени положенъ бысть Христосъ во гробъ Иосифомъ и Нико-
димомъ; и на томъ камени Христа въ плащеницу обвивали. И тотъ
камень митрополитъ и всѣ христиане цѣловали; и мы, грѣшнии,