XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
326
Тексты
за и броситъ: "Како-де ты хужей, сирѣчь богомолецъ?!" Таковы-
та греки! Будетъ кто хощетъ во Иерусалимъ итти, то сумма
грошей велика надобетъ. И, вставъ от трапезы, пошли гулять по
кельямъ, высоки кѣльи. И смотрихомъ, и дивихомся: красовито
сильно стоитъ Вифлѣемъ на горѣ. Какъ посмотришъ къ
Содомскому морю - ужасно зѣло!
И утре поидохомъ изъ Вифлѣема тѣмъ же путемъ въ вышере-
ченной монастырь Святаго пророка Илии. И тутъ игуменъ насъ
стрѣтилъ того монастыря, въвелъ насъ въ церковь Святаго
пророка Илии. Церковь зѣло узорична, а въ ней писмо все стѣнное
хорошо сильно. Тутъ лежитъ камень, въ стѣнѣ въдѣланъ, на кото-
ромъ сидѣлъ пророкъ, когда попалилъ пятьдесятницу. Въ той
церкви трапеза была богомольцемъ. И той же попъ Дорофей по-
прежнему взялъ книгу да записовалъ, а гроши такъ же бралъ, что
и въ Вифлѣемѣ. Вставши от трапезы и погулявъ по церкви, мало
опочихомъ, поидохомъ изъ монастыря Святаго пророка Илии.
И приидохомъ въ монастырь къ Честному Кресту, гдѣ чесное
древо расло. Въ томъ монастыри церковь зѣло предивна, писмо
стѣнное. Въ той церкви подъ святою трапезою пѣнь того древа,
съ котораго съсѣчено животворящее древо, изъ котораго и
здѣланъ Крестъ Христовъ, на немъ же распятъ бысть Господь
нашъ Исусъ Христосъ. Мы же, грѣшнии тотъ пѣнь ламахомъ.
л. 47 об. Да въ той же церкви вы//носили часть от животворящаго древа, на
немъ же распятъ Господь нашъ Исусъ Христосъ, - крестъ
здѣланъ. Мы же, грѣшнии, лобызахомъ той крестъ.
А сказоваютъ про то древо: посадилъ Лотъ три главки по
грѣшении со дщерми и поливалъ то древо по повѣлѣнию Авраа-
мову. И тогда Соломонъ сталъ строить Святая Святыхъ, и то
древо повѣлѣлъ съсѣчь на тябло. И мастеры то древо смѣрили и
потянули вверхъ - оно и коротко стало. Они же усумнѣшася, и опус-
тиша долу, и смѣрели - оно и пришло въ мѣру; потянули опять -
а оно и опять стало коротко. Такъ мастеры познали, что хощетъ
быть нѣкое таинство, и положили ево къ стѣнѣ - и бысть сѣдали-
ще иудеомъ. И когда пришла Южеская царица къ Соломону, и
Соломонъ нача ея водити по своимъ царскимъ сокровищемъ и пока-
зовати ей вся своя царская сокровища и церковное здание. И тогда
Соломонъ въведе царицу въ церковь и показавши ей вся
церковная здания внутрь ея. Тогда Южеская царица, когда пришла къ чес-
ному древу и увидѣла его, и воспѣла: "О треблаженное древо!"
И от того времени не велѣлъ царь Соломонъ на томъ древѣ
садится иудеомъ, и съ того числа бысть то древо въ чести иудеовъ.
А когда жидове стали Христа распинать, и повѣлеша исъ того дре-